Официальный сайт

10 сентября 2019 г.

Митрополит Митрофан: Почему не всё равно, как верить в Бога

Иова-Почаевского в КонстантиновкеВ день обретения мощей преподобного Иова Почаевского митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Иово-Почаевском храме Константиновки. По окончании богослужения он обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие браться и сестры, я вас поздравляю с престольным праздником этого храма — памятью преподобного Иова Почаевского! Мне, как и вам, приходилось встречать в своей жизни людей, которые говорят: «Какая разница, как верить в Бога? Бог один, верить в Него можно по-всякому». Вроде бы, действительно, какая разница, в правую сторону крестный ход пошёл или в левую, двумя пальцами крестишься или тремя… Но почему неправы те люди, которые говорят, что им всё равно, как и в какого Бога верить?

Преподобный Иов Почаевский в своей жизни столкнулся с тем же явлением. Пришли умные люди, получившие прекрасное европейское образование, и сказали православным: «Что вы привязались к своим обрядам, кровь за них проливаете, готовы отстаивать свои храмы, традиции? А что в них такого особенного, что они вам нужны?» И так они красиво говорили, что прельщали этим многих людей. Но в чём здесь была ложь? Почему с этой логикой нельзя согласиться?

Люди, которые так легкомысленно относятся к отношениям с Богом, которые говорят, что им всё равно, как верить, — это чаще всего люди, у которых нет никакой веры. Эти люди либо неверующие, либо для них вера — это старая книжка на полке, которую можно с одного места передвинуть на другое, но это не их жизнь, не то, чему отдана их душа и сердце.

Люди, которые изменяют в семье, рассуждают так же: «Ну а что я плохого делаю? Я же не обижаю семью, детей, я просто получаю удовольствие». Но называется то, что они делают, прелюбодеянием, потому что с любовью это не имеет ничего общего. Любовь там, где себя отдают, где не возникает мысли куда-то пойти на сторону. А там, где есть любовь только к себе самому и желание только получать удовольствие, — блуд. Людям, которые говорят, что всё равно, как верить, как молиться, как ходить в церковь, важен не конец, а начало этой фразы. Им действительно всё равно. С Богом или без Бога, молиться или не молиться, жить по вере или жить без веры. Важны только они сами, потому что себя любимых они любят больше всего на свете.

Как становились униатами во времена преподобного Иова Почаевского? Если ты не примешь унию, то не можешь получить нормальное образование, торговать, учить своих детей. Если ты торгуешь, и ты православный, то на тебя налагают такие пошлины, которые тебя разорят. Ты не можешь занимать высокие должности ни в армии, ни в государственном управлении. И люди, для которых торговля и должности важнее, оправдывая своё предательство и неверие, проповедовали вот это «а всё равно, во что верить!» Они соглашались с униатами, которые для их совести давали готовую успокоительную таблетку — что это не важно. А если бы ситуация поменялась, и для того, чтобы торговать без пошлин, занимать должности и получать выгоду, нужно было бы снова стать православным, они отказались бы от унии в ту же самую секунду и были бы самыми православными из всех православных.

Ложь слов «всё равно, как верить» в том, что в тот момент, когда человек их произносит, он не о Боге думает, а о себе самом. Он хочет поставить себя в самое выгодное положение, чтобы никак не пострадать, ничего не потерять, чтобы не пришлось совершать какой-то подвиг или от чего-то отказываться. Это свидетельство отсутствия любви к Богу, правильных отношений с Ним. Когда человек Бога любит, когда он по вере живёт, когда духовная жизнь для него не пустой звук, ему трудно даже подумать о каком-то предательстве, потому что это будет не смена одежды, а это значит — ты умер, перестал жить. Люди, которые любили Бога по-настоящему, за свою веру боролись, никогда от неё не отступали.

Когда проповедовали униаты, вся эта полемика шла, весь этот блуд духовный совершался, люди на кого смотрели? На тех, кому они доверяли, людей праведной жизни. Если я сейчас спрошу, какие труды Иова Почаевского вы знаете, то никто и не вспомнит. Но суть его служения была не в словах, которые он сказал, а в том, что он своим собственным примером показал верность православию. Люди его уважали, знали, что он живёт праведной жизнью, Богу не изменяет, веру свою не продал, и они говорили: «Мы — как Иов». Они верили, что такие люди, как Иов, не могут ошибаться, продавать и предавать тогда, когда им выгодно. Они за ним шли, и благодаря его примеру многие остались православными. Мы себе и представить не можем, чтобы в Почаевской лавре перед мощами преподобного Иова молился кто-то другой, кроме православных.

В этом и заключается суть проповеди. Не в том, что мы говорим, а в том, как мы живём, как это воспринимают люди, которые живут рядом с нами. Дай Бог, чтобы это у нас с вами получалось, чтобы без всяких слов, каждым своим добрым делом мы могли проповедовать веру православную. Сегодня мы с вами призваны быть такими. Когда вокруг весь этот блуд духовный совершается, когда мы видим предательство, когда говорят: «Вам не всё ли равно, как верить?» — нам нужно научиться быть верными Богу, Матери Церкви и свидетельствовать о нашей вере своей любовью к Богу и друг к другу. Пусть пример преподобного Иова Почаевского вдохновляет и помогает всем нам идти по этому пути!

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100