Официальный сайт

Протоиерей Константин Лисняк

Одна из 613

ТораВ 15 Неделю по Пятидесятнице в храмах читают фрагмент Евангелия от Матфея (Мф. 22:35-46), в котором приводятся диалоги Христа с законником и фарисеями. Зачем законнику нужно было знать, какая заповедь наибольшая? Почему невозможно любить Бога и одновременно не любить людей? Комментирует благочинный Соледарского округа протоиерей Константин Лисняк.

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

«Если хочешь узнать человека получше, то спроси его о Боге», — гласит народная мудрость. Как лакмусовая бумажка, ответ на этот вопрос даёт понимание, кто перед нами. Любой священник подтвердит, что с церковными людьми радостно поговорить о Боге, о покаянии, о духовной жизни. Но совсем другое дело, когда общаться приходится с людьми очень далекими от церковной ограды. В такой беседе находишься вне зоны комфорта и, как правило, начинаешь оправдываться перед вопрошающим, хотя не совсем понятно, с какой стати.

Современный человек уже давно и серьёзно болен эгоизмом, гордостью, похотью, стяжательством, различными страхами и тому подобным. А когда речь заходит о Церкви, то слышится стандартный набор упрёков и претензий — мол, всё у вас там не то и не так. Такой человек не знает ни одной молитвы и при этом уверен, что у него Бог в душе. Но если забрать у него смартфон и лишить доступа к интернету, то начнётся настоящая истерика. Тогда ему придётся думать самостоятельно, а на это способны очень немногие наши современники. Да и от вопросов веры и церковной жизни современный человек держится на дистанции, ведь это всё может ворваться в его личную жизнь, которую придётся менять.

Сегодняшнее воскресное евангельское чтение ровно об этом — о перемене человеческой жизни, которую необходимо строить на твёрдом фундаменте заповедей Господних. Вот с таким очень правильным вопросом подошёл ко Христу некий законник — «какая наибольшая заповедь в законе?» Пусть этот вопрос не покажется нам странным. По учению Ветхого Завета таких заповедей насчитывалось 613! Огромное количество правил, запретов, повелений, рекомендаций. С учётом этого вопрос законника становится понятным и весьма актуальным. За этим вопрошанием — огромная напряжённая богословская работа иудейского народа. На протяжении многих веков они пытались отделить главное от второстепенного.

Об этом писал один иудейский мыслитель, как бы перелистывая страницы истории своего народа. Сначала пришёл Моисей и дал нам 613 заповедей (10 заповедей Моисея — это лишь верхушка айсберга). Потом пришёл Давид и дал нам 11 заповедей (Псалом 14), за ним пришёл Исаия и свёл всё к шести заповедям (Ис. 33:15-16). После него пророк Михей сказал нам о трёх (Мих. 6:8). Но потом пришёл Амос и сказал: «Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы» (Амос. 5:4). Всё это — историческое свидетельство духовного созревания иудеев на протяжении столетий и попытка добраться до самой сердцевины Закона Божия.

Отвечая на вопрос законника, Спаситель даёт двуединую заповедь, и именно в такой последовательности: на первом месте — любовь к Богу всем своим существом и, как следствие, любовь к ближнему. На этих двух заповедях утверждается весь закон и учение пророков. Но наш разговор будет далеко не полным, если мы не скажем несколько слов и о Евангельских заповедях. По толкованию святых отцов, к ним можно отнести все высказывания Христа, имеющие повелительное наклонение. Конечно, это все заповеди блаженства из Нагорной проповеди. Это установление таинства Святой Евхаристии и ещё многое другое. Но среди прочего стоит отметить, что чаще всего Господь говорит своим ученикам: «Не бойтесь!» Не бойся, только веруй… Что вы так боязливы, маловерные… Где вера ваша?!

Но вернёмся к разговору о любви к Богу и ближнему. Эти главные заповеди находятся в тесной связи между собой. Об этом пишет апостол Иоанн Богослов: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21). Об этом говорит и известный сербский богослов преподобный Иустин (Попович): «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман». Всё взаимосвязано.

Когда читаешь подобные тексты, то невольно признаёшься сам себе в своей немощи перед этим призывом Священного Писания. Человек слаб и, по слову апостола Павла, более склонен ко злу, нежели к добру. Поэтому важно человеку верующему просить у Бога благодатной помощи на пути ко спасению. Меняться и исправлять свою жизнь — это задача номер один. Человек плохо и трудно расстаётся со своими любимыми грехами и пороками. Именно поэтому понадобилось вмешательство Свыше.

Каждый думающий человек должен задавать себе главные вопросы. Зачем Бог приходил на землю? Что Он говорил, что делал, как пострадал и умер, воскрес и основал Церковь, дал нам возможность вернуться домой? Невозможно соблюдать заповеди, не зная их. Поэтому ещё раз хочу подчеркнуть важность чтения Священного Писания и практического применения прочитанного к своей жизни. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Постараемся узнавать себя на страницах этих текстов. Будем вникать в смысл, делать выводы и попытаемся с Божией помощью изменить свои сердце и душу. Времени у нас мало, а работы очень много!

 

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100