«Глаза понятней, чем слова — слова порой лишь смысл туманят… А взгляд — ну разве он обманет того, кто может в нём читать?» Как говорят, глаза — зеркало души. По взгляду многое можно понять: весел ли человек, задумчив или грустит по какой-то причине. Давно известны изречения «искры из глаз» и «испепеляющий взгляд». Достаточно хорошенько взглянуть на человека — и всё станет ясно. А ещё глаза проливают слёзы. О чём могут рассказать слёзы человека в храме, корреспондент ТК «Орбита» спросила настоятеля Введенского храма п. Водяное протоиерея Максима Федоряченко.
— Отче, что в церковной литературе говорится о слезах?
— У слёз могут быть разные источники, они не обязательно свидетельствуют о чём-то одном. Бывают слёзы покаяния, бывают слёзы радости, бывают слёзы, которые льются от искушения — например, когда дьявол искушает человека, пытается всевозможными способами его убрать из церкви, заставить его уйти. Приходит человек в церковь и понимает, что с ним начинает твориться что-то неладное. Зачастую люди ко мне обращаются и говорят: «Батюшка, вот я не могу ходить в церковь, потому что когда я прихожу туда, у меня сразу начинают слёзы течь, я не знаю, что это такое, меня это пугает, и поэтому я оттуда быстро ухожу и боюсь в церковь заходить». Люди не понимают, в чём причина, но тут можно сказать, что это бесовское искушение.
— Одна телезрительница написала нам, что когда она заходит в храм и стоит на службе, она плачет. Пытается отвлечь себя разными мыслями, но это действует недолго, и она снова начинает плакать. Что с ней происходит?
— Нужно сначала разобраться, что такое храм вообще. Храм — это место иное. Оно не похоже на дом, в котором мы живём, или те учреждения, куда мы приходим. И естественно, что когда человек заходит в храм, он испытывает ощущения, не сравнимые с другими, которые он привык испытывать в своей жизни. Когда мы заходим в храм и видим вокруг себя святые иконы — изображения людей, которые прожили свою жизнь свято, боролись с грехом, — то естественно, даже если мы этого не осознаём, внутри мы начинаем ощущать, что наша жизнь не идеальна. Она не такая, какой должна быть. И тогда могут выступить слёзы, которые говорят нам о том, что мы понимаем, что мы далеки от идеала. Мы даже, скорее всего, к нему и не стремимся, наша жизнь наполнена обычными житейскими делами, суетой. Мы на это тратим большую часть своей жизни, и когда мы приходим в храм, то чувствуем то количество грехов, которое лежит на нашей душе, то несоответствие нашей жизни той жизни, которой нам нужно жить для того, чтобы приготовиться к жизни вечной. Человек начинает плакать, понимая это. Это не может его не расстраивать, это не может не приводить его в состояние, при котором могут течь слёзы.
Плачут в храме не только женщины — и мужчины плачут, хотя им менее свойственно плакать по какому бы то ни было поводу. Это показывает, что мы всё-таки понимаем, какой должна быть наша жизнь, но в реальности она этому совершенно не соответствует.
Не обязательно слёзы — это только вода, которая вытекает из наших глаз. Слёзы в духовной литературе — это не всегда это физическое явление. Слёзы могут быть и в духовном смысле — слёзы покаяния. Это когда в душе сокрушение, когда в душе скорбь, когда ты понимаешь, что нужно что-то делать. Когда ты осознаёшь свои грехи, то слёзы покаяния — это не жидкость, а внутреннее сокрушение, внутренний плач — даже, я бы сказал, вопль к Богу о несостоятельности нашей духовной жизни.
— А чем отличается покаянный плач от истерики?
— Истерика — это состояние нервное, когда человек довёл себя до этого. Например, своей греховной жизнью, потому что грех ведь ложится на душу, и каждый раз, когда мы делаем что-то неправильно, кого-то оскорбляем или обижаем, или, может, в семье какие-то неурядицы по нашей вине, это всё складывается. Если человек не ходит в храм, не исповедует свои грехи, то есть не выбрасывает их из своей души, не очищает её, это всё ложится на нас тяжёлым грузом и потом начинает нас мучить и доводит до всевозможных психических расстройств, в том числе и до истерики. Это состояние грешной души, которая не может найти выход для тех эмоций, для того груза, который в ней собирается. Вот и происходят такие срывы, нервы, слёзы, плач, крик. Но это ничего общего не имеет ни с покаянием, ни с духовной жизнью. Когда человек осознаёт свои грехи, тогда он уже начинает плакать по другому поводу. Обычно там не бывает истерики, это в основном спокойные, тихие слёзы.
— Можно ли плакать во время домашней молитвы?
— Вряд ли мы сможем контролировать этот процесс. Если нам хочется плакать, то мы плачем. Когда человек молится, если он плачет, то никто не может ему запретить, никто не может сказать, что это плохо или хорошо, — это есть, это данность. Но мы говорим о слезах не в смысле плача как такового, а в смысле покаянного состояния души. Покаянное состояние души и вытекающие из него добрые дела, которые мы делаем в искупление своих плохих поступков, могут очищать душу.
— Одна моя знакомая, когда читает утренние и вечерние молитвы, начинает плакать. Задавала вопрос, не от лукавого ли могут быть такие слёзы?
— Здесь кроме неё самой в этом никто не разберётся. Каждый может сам определить, изучив своё душевное состояние, по своим порывам, желаниям, действиям. Для этого нужно внимательно проследить за собой в течение хотя бы несколько дней, хотя бы даже одного дня. Вот тогда мы поймём, это просто искушение, дьявол от молитвы хочет нас отвлечь, или наоборот, человек плачет и молится.
Бывает, действительно, начинается плач, который невозможно остановить и невозможно больше ничего делать в этот момент. Молитва останавливается, начинается какой-то безудержный плач. Вот тут может быть и нервное какое-то состояние, и бесовское искушение, воздействие невидимого враждебного нам мира. Причины могут быть разные, только сам человек может, прислушавшись к себе, понять, из какого источника его слёзы.
— Как поступить с человеком, если он стоит в храме и плачет? Нужно подойти утешить или оставить его в покое, наедине с Богом?
— Вы знаете, в этом вопросе не всё так однозначно. С одной стороны, если мы подойдём к человеку, он может подумать, что он какой-то не такой, как все, необычный. Это отпугнёт его от храма. Конечно, если человек приходит в церковь, с ним начинает происходить такое, и он, испугавшись, выходит из храма и больше не хочет туда возвращаться, то тут может быть правильным, если мы подскажем ему, как к этому относиться, но это нужно сделать деликатно. Если человек плачет потихоньку, но он стоит в храме, не уходит, молится, то не стоит его беспокоить, пускай человек общается с Богом, это что-то у него происходит в душе. Если мы слышим от своих знакомых, друзей или родственников, что вот в церкви такое приключилось, тогда мы можем им объяснить, поговорить с ними об этом, к священнику направить или сами объяснить, чтобы они не боялись.
Человек живёт в мире и грешит. Поэтому естественно, что к нашей душе имеет доступ враг рода человеческого. Господь сказал: «Кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет 2:19). Поэтому, когда мы делаем добро, мы становимся рабами и детьми Божьими, а когда мы делаем зло, соответственно, мы подчиняемся дьяволу, и он имеет к нам доступ. Когда мы приходим в храм, то после тех грехов, которые мы сотворили в течение дня, недели, месяца, дьявол начинает нас за эти ниточки дёргать. Он не хочет, чтобы мы пошли в церковь и получили от этого пользу, он всеми способами будет пытаться нас оттуда уводить. Слёзы или какое-то необычное физическое, моральное, духовное состояние тоже может быть вызвано воздействием потусторонних враждебных сил.
Текстовая версия подготовлена редакцией сайта Горловской епархии
Цитата дня
«
Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.