Официальный сайт

Протоиерей Николай Николенко

Как встретить Рождество?

Ночь перед РождествомБояться ли разгула нечистой силы в ночь перед Рождеством? Готовить ли двенадцать блюд? Всем ли надо поститься до первой звезды? Какие обычаи обязательно соблюдать? Отвечает настоятель Пантелеимоновского храма города Железное (Артёмово) протоиерей Николай Николенко.

 

Ночь перед Рождеством

Есть поверье, что в ночь перед Рождеством происходит разгул нечистой силы. Это суеверие. Канун Рождества — наоборот, особый день милости Божией к человеку, который с верой и молитвой к Нему обращается. Николай Васильевич Гоголь, написавший известную повесть «Ночь перед Рождеством», был глубоко верующим человеком. Его произведение — это литературное переложение народного фольклора, которое, тем не менее, имеет отсылки к житиям святых: кузнец Вакула напоминает святителя Иоанна Новгородского, согласно житийной литературе, заставившего беса донести его в Иерусалим к Храму Гроба Господня, а также святого Никиту Бесогона и великомученицу Марину Антиохийскую, одержавших победу над нечистыми духами. А разгул нечистой силы в этой повести происходит из-за пьянства и греха прелюбодеяния героев, а не потому что был канун Рождества. Кроме литературных пересказов фольклора, у Николая Васильевича Гоголя есть и другие произведения, например, «Размышления о Божественной литургии», которые в церковной среде достойны большого внимания.

 

Рождественская звездаПост до первой звезды

Это благочестивый обычай, который выражает наше особое отношение к Рождеству Христову. Когда монах живёт в монастыре и принимает пищу после продолжительной службы и молитвы Богу, она кажется совсем другой, чем если бы он просто поел. Но мы не живём в монастыре, поэтому такие обычаи надо соблюдать в меру сил. Если шахтёр отправляется в ночную смену, спускается под землю, как он будет работать без сил? Там, под землёй, не видно звёзд. Есть много других профессий, бывают болезни, когда обязательно нужно принимать пищу, не соблюдая строгий пост. К тому же на нашей планете каждый миг в каком-то полушарии, в каком-то месте загораются звёзды. Мой старший брат работал в Якутии, где было десять часов разницы с нашим временем. Он уже разговлялся, а мы ещё только шли на богослужение.

 

Праздничный стол

По правилам устава, строгий пост без разнообразия кушаний положен весь день сочельника. Но обвинить в чём-то людей, которые благочестиво следуют традициям и готовят в честь навечерия Рождества двенадцать блюд, я бы не набрался смелости.

Ни у меня, ни у моего отца никогда не получалось готовить двенадцать блюд: сочельник — это богослужения утром и вечером, накануне тоже службы. Приходится выбирать, быть в храме или готовить. Наша верующая семья выбирает храм. Лучше быть со Христом, чем соблюдать какие-то народные обычаи.

12 рождественских блюд

Кутья, или сочиво — это блюдо из цельных зёрен, то, что можно быстро приготовить. В печь ставили казан с кутьёй и шли на богослужение. В Восточной Украине это был рис, на Западной — пшеница. Она доходила в печи, пока люди молились. Затем в неё добавляли мёд, мак, сушёные фрукты. Получалось сытное блюдо, которое восполняло силы после продолжительного богослужения. Считают, что даже сто грамм кутьи из распаренных зёрен способны заменить полноценный ужин.

У нас в Восточной Украине крестники носят кутью своим крёстным. Это тоже благочестивый обычай. Главное, чтобы не было перегиба: не надо напиваться, предаваться чрезмерному веселью, развлечениям в этот постный день.

Стол полагается посыпать сеном, а сверху накрывать скатертью. Иногда его украшают снопом. Такой обычай — воспоминание того, что Господь был положен в яслях, где лежало сено для животных. Рядом с яслями стояли овцы, козы и другие животные. В память об этом пекут из теста овечек и коз. Поверье, что это делается ради достатка в доме, родилось от незнания, откуда пошла эта традиция.

Рядом с празднично убранным столом зажигают свечи. Зажечь одну свечу или двадцать две — для Бога разницы нет. Главное, зажигая их дома, не забудем прийти в храм и там тоже поставить свечи. Не просто зажечь, а помолиться при этом Богу. Иначе мы придём к язычеству, магии, где нужно что-то сделать, а себя менять не надо. К суетной вере, что нужно не помолиться в сочельник Рождества, а дождаться полуночи и загадать желание.

Даже в нашей земной реальности, если мы позвоним по телефону какому-то большому начальнику, будет один разговор, а если мы приходим к нему отпраздновать его день рождения — разговор будет уже совсем другим. Тем более, когда мы приходим в храм к Самому Богу в день Его Рождества. Почему святые отцы учат, что одна церковная молитва заменяет тысячу домашних? Потому что Господь всегда откликается, если мы приходим к Нему.

Некоторые говорят: я люблю приходить в храм, когда там никого нет: ничто не отвлекает, нет жары, тесноты… Но что такое литургия? Это общее дело, когда мы вместе, всем миром взываем ко Христу о помощи. Такую молитву Господь скоро исполняет. Когда тебе что-то мешает, значит, ты не молишься. Когда ты по-настоящему молишься, тебе ничто не мешает.

 

Снег на РождествоЗнаки на Рождество

Снег и ясную погоду на Рождество считают счастливым знаком. А если наоборот? Разве Рождество будет от этого несчастливым? Пусть даже небо будет в тучах, но когда ты приходишь ко Христу, Он согревает твою душу Своим Божественным теплом. Обижаться, что Бог не дал снега, вместо того чтобы поблагодарить в день Его рождения?

Суеверные люди говорят, что потерять что-то на Рождество — к несчастью, а найти — к удаче. Идёт человек и видит: лежит кошелёк. Глянул по сторонам — никого. Вернуть или не вернуть? Открывает — а он полный денег. И нет ни одного номера телефона. Опять две мысли. Первая говорит: «Бери себе! Это Господь увидел, что тебе надо на какую-нибудь покупку». А вторая мысль: «Эти деньги не твои, ты их не заработал. Видишь дом престарелых или дом ребёнка? Пойди и отдай им, соверши доброе дело».

В любом деле нас всегда будут преследовать две мысли: одна от Ангела Хранителя, другая от беса. Кого мы послушаем, с тем и будем. Поверить удобным нам суевериям или быть со Христом — решаем мы.

Или говорят, что играть свадьбу на святках — к счастливой супружеской жизни. Но на святках даже не венчают. А какая свадьба без венчания, Божиего благословения? Древней традицией Церкви было совершать таинство Крещения в дни Рождества и Богоявления. Некоторые хотят принять Крещение именно в эти дни, чтобы запомнилось на всю жизнь. Но считать, что из-за этого у них будет более счастливая жизнь — тоже неправильно.

 

Гость на РождествоПервый гость

Распространён обычай ждать прихода первого гостя, который принесёт благословение дому или, наоборот, неудачу. По этому поводу есть такая притча.

К одной хорошей женщине, которая делала много доброго, в сновидении явился Христос и сказал: «За твою добрую жизнь Я к тебе сегодня приду в гости». Она дом прибрала, стол накрыла, блюд наготовила и ждёт Христа.

Стучится мальчик: «Тётя, я кушать хочу». Она говорит: «Мальчик, пойди, пожалуйста. Завтра придёшь. Я жду большого Гостя.

Пришла соседка: «У меня беда в семье, помоги!» Женщина говорит: «Я тебе, родненькая, помогу, когда освобожусь. А сейчас не могу: ко мне большой Гость придёт».

Потом пришёл бедный человек, которому негде было переночевать. Но она ответила: «Я важного Гостя жду. Некогда мне ерундой заниматься».

До полуночи прождала женщина, да и легла спать. А во сне видит Христа. «Господи! Я Тебя весь день ждала. Что же Ты не пришёл?» И Господь ответил: «Я трижды к тебе приходил, но ты не впустила Меня».

Часто мы не ждём в гости бедного, больного, хромого или просто соседа. Мы ждём такого гостя, чтобы нас благословил, чтобы весь год у нас всё было хорошо. Но как мы будем общаться за праздничным столом с каким-то чужим человеком, которого не знаем, если он к нам придёт? В этом ожидании гостя есть и стремление найти «крайнего», который будет отвечать за наши возможные неудачи в будущем. Что-то не получилось — значит, виноват гость, который приходил на Рождество: «Ах, он такой-сякой…».

 

Рождественские подаркиСемь добрых дел

Именно столько советуется совершить в дни Рождества. Но я думаю, для святок это как-то маловато. Вот если каждый день совершать по семь добрых дел… Вопрос, что мы считаем добрым делом. Проведали ли мы на святках нашу бабушку или другого одинокого родственника? Им не надо подарков. Им нужно наше участие. Возьмите пачку печенья и пачку чая, посидите с ними за угощением, послушайте, что вам расскажет пожилой человек.

Принесите в храм игрушку, которая у вас пылится на полке без дела. Оттуда её отвезут детям в реабилитационный центр. Есть ненужная одежда — придите в храм, священник которого ездит в тюрьмы, попросите отвезти туда. Молитва и добрые дела — наше общее дело, особенно в эти дни. Добро никогда не делается ради удачи в делах. Оно делается ради Христа. А когда мы со Христом, какая ещё нам нужна удача?

У одного моего знакомого решалась судьба. Его должны были продвинуть по служебной лестнице, но всё было против него. И он приехал ко мне за советом. Я говорю: «Ты знаешь, у меня есть один человек, он вхож в кабинеты к высокопоставленным лицам, но надо собрать определённую сумму денег». И я назвал сумму, для таких больших людей, как он, совершенно незначительную. Он с готовностью дал деньги.

Я поехал в магазин, купил памперсы, крем, шампуни, детское питание, и отвёз всё в отделение для брошенных детей. А эти дети, отказники, попали в такую прослойку, что на них не выделяется финансирование. Роддом не даёт на них средств, а в дом малютки их определённый период не забирают. Сейчас, во время войны, есть разные благотворительные фонды, а до войны эти дети были ничьи, никому не нужные. И я привёз им подарки. Звоню своему знакомому: «Я порешал, теперь всё будет хорошо». Через короткое время он перезванивает: «Батюшка! И должность дали, и зарплату повысили. Если не секрет, кто мне так помог?» Я говорю: «Поехали, познакомлю». И привёз его в роддом. Он увидел и расплакался. С тех пор уже много лет он помогает детям.

В житиях есть такой пример. Один святой учил людей делать добро: он брал у них деньги и раздавал нищим. Они Самого Христа будут за тебя просить. А Господь сказал: «Кто подаёт одному из малых сих, тот подаёт Мне» (Мф. 10:42).

 

ГаданияМожно ли гадать на Рождество?

Что значит гадание? Мы не верим Богу, хотим заглянуть в будущее, которое от нас скрыто. Мы не надеемся, что Господь управит нашу жизнь, забываем о Его Промысле. Хотим не изменить себя, не поработать над собой, а получить что-то сразу. Гадание — это большой грех.

Есть разные способы гадания на Рождество, которые маскируются под благочестивые обычаи. Например, запекать в пирог монетку. Кому она достанется, тому будет удача. Здесь эгоизм: каждый желает, чтобы монетка досталась ему, а не кому-то ещё. Остальные винят в своих будущих неудачах копейку, а не себя: монетка не досталась, вот всё и плохо.

Когда нет истинной веры, рождается вера суетная — разного рода суеверия. Увидят чёрную кошку — кто дули ей показывает, кто обходит стороной. Кошка шла себе, может, увидела другую кошку, может, почуяла мышь. А мы переводим её в ранг божества, способного предсказать наше будущее. Как будто бы кошка — виновник наших несчастий. Не моя жизнь, не мои поступки, не моё поведение, а какая-то примета виновата. А вера подразумевает изменение жизни.

Цель суеверий — увести человека от Бога. Христос — Бог «неудобный». Он не разрешает напиваться, сквернословить, изменять супругу. Люди часто ищут Ему замену — какого-нибудь «удобного» божка. Монетка в пироге не досталась — вот со мной и случилось несчастье: я напился. А сам я хороший.

Вот и приносят в дом перед Рождеством кур, чтобы они предсказали, каким будет год, высматривают, не постучалась ли в окно птица, не пробежала ли собака.

Суеверия рождаются практически из ниоткуда. Однажды в нашей воскресной школе дети сделали снеговика. Собрались прихожане и был целый диспут — можно это делать или нет. Оказывается, в представлении некоторых снеговик — это чуть ли не нечистая сила. Я говорю: «Дети его сделали к Рождеству. Что плохого, если мы под ёлочкой его поставим?»

 

Бывает ли рождественская вода?

Некоторые думают, что бывает, ведь праздники Рождества и Крещения Господня очень похожи богослужением и строгим постом в сочельник. Но на Рождество нет даже чина освящения воды. Я думаю, что многие священники не найдут в эти дни времени освятить воду из-за богослужений. Кто-то верит, что по мановению святой становится вся вода в мире, и не нужно приходить в Церковь. Это тоже неверно.

На Рождество есть другой обычай — из Вифлеема привозят огонь, от которого зажигают свечи. Но не нужно путать его с благодатным огнём, который сам загорается на Пасху: это самый обычный огонь от свечей или лампад, просто привезённый из места Рождества Христова.

 

Нельзя ничего делать

В дни святок нельзя ничего делать. Некоторые считают грехом помыть посуду или убрать нападавший снег перед домом, говорят, что нельзя стричься или стирать. Зачем на святках мыть посуду, стирать, убирать? Пусть мама всё сделает за вас. А вы отдыхайте. Я всегда говорю в таких случаях: «Положи ложку и не ешь. Ведь в праздник ничего делать нельзя!» Конечно же, это неправда: на святки нельзя планировать работу, которую можно отложить. Лучше посвятить это время молитве и добрым делам. Но копить почти две недели гору посуды — неприемлемо.

Есть благочестивый обычай — не охотиться и не убивать животных на святках. Но если для человека охота или забой курицы — вопрос выживания, то это позволяется.

 

ХристославыКолядование, посевание, щедрование…

Когда дети и молодёжь наряжаются волхвами и пастухами, поют колядки и рождественские песнопения, ходят со звездой, — это очень благочестивый обычай. Но, например, на Западной Украине есть строгое разделение на колядников-христославов и посевальщиков. На Маланку — праздник преподобной Мелании Римляныни, который совпадает с днём наступления Нового года по старому стилю — там ходят посевальщики, ряжёные в нечисть. Это кощунство. Ряжёные могут снять калитку, залезть в дом, насыпать что-то в печную трубу… Посевают зёрнами, которые якобы нельзя выметать до вечера. Это языческий обычай, не православный.

Колядники же собираются в храме и ждут благословения священника. После того, как священник их благословляет, они ходят по домам и славят Христа. Поют рождественские песнопения, колядки. Они никогда не наряжаются в чёрта, козу и уж, тем более, в святых ангелов или Божию Матерь. Это волхвы и пастушки — персонажи, которые рассказывают людям о Рождестве Христа. Всё, что они собрали, приносят в храм. Эти продукты и деньги потом раздают нуждающимся. При храме для колядников устраивается лишь небольшая праздничная трапеза.

Что делать, если к вам постучали посевальщики? Однажды к моему деду пришли посевать. Он был шахтёром и прислуживал в храме пономарём. И был он очень высокого роста, более двух метров. Возраст немного ссутулил его, но никак не повлиял на его крепкое телосложение. На Старый Новый год он собирался идти в храм и перед этим решил протопить печь. Взял топор и пошёл колоть дрова. Тут и постучали посевальщики. Представьте, огромного роста дед открывает калитку и держит в руке топор. Детвора как увидела его, закричала и давай бежать. Говорят, никто посевальщиков в посёлке в тот год не видел — они сидели по домам, посевать им перехотелось. А мой дед тогда так и не понял, зачем они приходили.

 

Что обязательно сделать в Рождество

Самое главное — быть со Христом. Приготовить для Него пещерку своего сердца: прибрать её, очистить от плохих мыслей, от осуждения и злопамятства. Господь говорит в Евангелии: «И мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Мой дед никогда не говорил, что к Рождеству нужно навести в доме порядок. Он говорил, что надо прочитать молитвы, подготовиться ко Причастию, почитать о Рождестве.

На Западной Украине на потолках домов пишут начальные буквы имён волхвов: когда человек знает, как звали волхвов, почему Господь родился в вифлеемской пещере, для него по-настоящему наступает Рождество. Очень важно, чтобы ни приготовление двенадцати блюд, ни другие традиции этих дней не вытолкнули Христа из нашего сердца.

Записала Мария Цырлина

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100