Согласитесь, довольно часто на улицах мы встречаем людей, которые просят милостыню. Но, помня, что среди них очень много мошенников, мы проходим мимо. А давайте задумаемся, правильно ли мы поступаем? Сегодня предлагаем поговорить о том, как и кому правильно давать милостыню, а ещё узнать, для чего в церковь приносят еду. Телеканал «Орбита» выяснял это у благочинного Добропольского округа протоиерея Леонида Доценко.
— Отец Леонид, Церковь учит творить милостыню, делиться с теми, кто нуждается. Как это правильно делать? Идём мы по улице и видим человека, который просит о помощи, но знаем, что он ведёт неправильный образ жизни. Как поступить с этим человеком?
— В Евангелии есть прекрасные слова: Просящему у тебя дай (Мф. 5:42). Этим всё сказано, никаких оговорок здесь нет. А уже как дать, нам говорит следующий текст Дидахе: Милостыня должна запотеть в твоей руке. Ты должен включить свой разум, чтобы правильно эту милостыню направить тому или другому человеку. Но опять же Священное Писание приходит к нам на помощь. Сначала, прежде всего, нужно выстроить иерархию своих ценностей. Как сказано у апостола Павла: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8). Прежде всего о своих домашних нужно заботиться: все дома накормлены, вниманием не обделены? Как ты можешь другим помогать, когда твои близкие находятся в плохом состоянии?
— Но если всё-таки видно, что человек пьёт, просит у тебя денег, то есть, в теории, ты уже догадываешься, на что он просит деньги? Что в данной ситуации сделать?
— Спроси: «Для чего тебе нужны эти средства?» Если он скажет «на хлеб», то нужно пойти и купить вместе с ним хлеб. Иногда такое случается, что когда человек пьёт, то ему нужно посоветовать, куда обратиться, как можно эту ситуацию исправить. Может быть, к врачу повезти, может быть, люди, которые от этого страдали, смогут как-то помочь. То есть, не оставить его в беде, а как-то помочь. Но и не сделать так, чтобы эта беда продолжалась.
— То есть, милостыня не должна идти во вред. Пошли вы в магазин, купили хлебушек, а человек его выбросил. Это грех?
— Если вы заметили это, то поднимите хлеб и отдайте животным, к примеру. И в следующий раз, если увидите, то спросите, точно ли ему на хлеб нужно. Может, тебе молока дать, кефира, или вещи тебе нужны? Возможно, лекарства какие-нибудь. Не нужно переживать, если он выбросит. Вы совершили милостыню, на этом всё закончилось, Господь принял её. Вы не человеку конкретно помогаете, а самому Господу. Поэтому Господь это принял, а остальное — на совести человека.
— Откуда вообще пришла традиция творить милостыню? Что это такое?
— На основе Священного Писания и, конечно же, люди стали подавать милостыню, исполняя заповедь Господа по отношению к ближнему. В Писании сказано: Если ты любишь человека, значит, ты любишь и Бога, то есть, значит, мы исполняем сразу две заповеди. А если мы остались равнодушны, бессердечны, ещё и оскорбили человека, то мы ничем ему не помогли, а, наоборот, только навредили. Есть прекрасный фильм «Притчи». Там женщина ждала в гости Господа. И забыла, что любой ближний человек, каким бы он ни был и кем бы он ни был, — это и есть образ Божий. Помогая такому человеку, мы помогаем Господу.
— То есть, когда просят о помощи, милостыне, то помогать всё-таки нужно?
— Всегда помогать и никогда не отказываться, чем сможем и по совести, конечно же.
— Неоднократно видела, что в храм приносят еду. А это что такое? Для чего это делается?
— Это помин наших усопших родственников. Когда человек приносит в храм пожертвования в виде еды, эта еда передаётся другим людям, которые нуждаются в ней. Таким образом, поминают усопших. Это более существенная помощь нашим усопшим родственникам. Ради них эти продукты принесли, за них совершается поминание. Естественно, люди приносят записочку, и эта записочка читается за упокой тех людей, за которых принесли это пожертвование. Естественно, совершается и молитва, и труд. Это тайная милостыня, можно сказать, потому что тот человек, который принимает, даже не знает, кто ему это даёт. Ведь эти продукты даются из рук церковных людей, а не тех, кто принёс эту милостыню в храм.
— Кто может приносить еду в храм?
— Любой человек от мала до велика может зайти в храм и совершить такое пожертвование. И пусть будет уверен, что оно всегда пойдёт на благо, как и его родственникам, так и тем людям, которым эта милостыня будет роздана.
— А как милостыня может помочь нашим умершим родственникам? Когда человек жив, то он может молиться за себя, а когда он умирает?
— Когда человек живёт на земле, он сам может и молиться, и трудиться. Но как только он расстаётся со своим телом, он ничего этого сделать уже не может. За других он может помолиться и постоянно, а вот за себя он не может ни помолиться, ни для себя потрудиться. Иногда люди то ли молятся, то ли совершают милостыню, а это одно и то же. Потому что молитва — это милостыня. Когда человек молится за других, — это тоже милостыня.
Есть милостыня материальная — это когда продукты кто-то приносит, трудом своим помогает. Есть духовная милостыня, когда человек совершил молитву о другом, утешил кого-то, книгу духовную дал и человек её прочитал, немножко образумился, стал лучше в этом направлении. Или подал на литургии записочку. Каждый воскресный день в храмах совершается эта служба, когда самое высочайшее поминовение родственников совершается. Может быть, дома взял Псалтирь, прочёл его — это самая великая домашняя молитва. Таким образом, реально помог людям.
Было очень много случаев, когда люди приходили, жаловались, как им тяжело, а потом приходили и благодарили после таких поминовений. Это реальные случаи, которые часто повторяются в жизни любого человека. В этом не нужно сомневаться, нужно совершать и духовную, и материальную милостыню о своих почивших родственниках, потому что они этого сами за себя сделать не могут. Мы можем. Мало того, ещё это и для нас есть помощь, потому что когда мы сеем доброе, то и пожинать тоже будем доброе.
— Скажите, человек, который вкушает эту пожертвованную на храм еду, он-то не знает имён умерших. Это тоже своего рода поминание получается, милостыня?
— Мы, если честно, может быть, даже не знаем имён своих прадедов, я уже не говорю о прапрадедах и так далее. Но мы ведь молимся за сродников. И если мы не знаем, то Господь знает людей, и, конечно же, в Своём Царстве их поминает. Казалось бы, никто не назвал этого имени, а Господь приходит и говорит о том, что человеку оказана милостыня. Кто, что, для чего — Господь всё знает. Это всё известно Господу и оно бесследно не проходит. Любое добро приносит добро. И, как говорится, любое зло приносит зло. Поэтому хочется, чтобы мы совершали и даже не задумывались, кому это добро совершается. Добро обязательно принесёт плоды добра.
— Есть ещё одна традиция. В поминальные дни люди, как правило, своим знакомым раздают конфеты, печенье для того, чтобы те помянули их родственников, то есть знакомые уже знают имена, которые нужно поминать. В случае, если тебе дают, но ты не знаешь этих людей, как правильно поступить? Нужно спросить имя? Перекреститься? Что необходимо сделать?
— Да, есть всем известное выражение «Царствие Небесное всем усопшим православным христианам». Если даже эти слова человек произнесёт, уже большего на первый случай и не надо. Это уже совершилась молитва. А если кто-то хочет усиленно помолиться, конечно же, может спросить имена родственников, даже записать их, может, у себя дома в молитве их вспомнить в знак благодарности. Конечно же, может и в храме, если действительно люди, которые ходили в храм, были православными христианами, могут подать эти записки. А на счёт конфет и печенья хотел бы тут поправку небольшую сделать: пока поста нет, в принципе, это нормально, а вот если пост, то мы все знаем, из чего изготавливают конфеты и печенье. Это редко когда они являются постными. В таком случае их можно заменить фруктами.
— Что можно приносить в храм, дабы сотворить, своего рода такую милостыню, а что категорически не должно быть на панихидном столике?
— Как известно, мясных продуктов, спиртного на поминальный стол не приносят. Если пост, то не приносят молочное и продукты, содержащие яйца. Но даже если люди и принесут, то священник всегда найдёт выход. Есть нищие, у которых постоянный пост — их нищета. Священник раздаст таким людям. Лучше, конечно, придерживаться поста, чтобы людям, которые занимаются раздачей этих продуктов, не приходилось размышлять: можно ли этому человеку давать и нарушать пост, или нельзя. Категорически нельзя мясные продукты. Если кто-то хочет их принести, просто пусть скажет, чтобы забрали в трапезную, а в храм заносить не стоит, спиртное тем более. Естественно, кагор для Причастия, для совершения богослужения — это можно принести, а остальные спиртные напитки не рекомендуется. Также можно сказать, что и на кладбище тоже нельзя, но носят эти продукты. Их раздают за пределами кладбища, если такая есть надобность. И вообще, почему не приносят спиртные напитки на поминание? Потому что они веселят душу человека, а если это поминание усопших, о каком веселье можно говорить? Это не то место, где веселье можно вспоминать.
Текстовая версия подготовлена пресс-службой Горловской епархии
Цитата дня
«
Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.