Священник Димитрий Паламарчук
Символ веры: четвёртый член. О том, что Бог умер за всех нас
В четвёртом члене Символа веры всё вроде бы понятно, кроме одного — поминания Понтия Пилата. Разбираемся, действительно ли всё очевидно, и выясняем, зачем нам постоянно вспоминать имя всем известного прокуратора. Помогает в этом священник Димитрий Паламарчук, настоятель Николаевского храма с. Криворожье.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна (Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного).
У человека, читающего четвёртый член Символа веры, прежде всего может возникнуть вопрос относительно Понтия Пилата. Почему, когда речь идёт о Лицах Пресвятой Троицы, мы вдруг поминаем человека не святого, более того: по вине которого был распят Господь наш Иисус Христос? Зачем вспоминать его каждый раз? Достоин ли он того?
Святые отцы постановили поминать Понтийского Пилата, чтобы исключить всякую возможность подумать, что Христа там и тогда не было. Как раньше, так и сейчас есть те, кто утверждает, что Он — вымышленный персонаж, что никаких исторических свидетельств Его существования не осталось, есть только Евангелие и учение Церкви. На самом деле это не так. Эти люди закрывают глаза на множество других свидетельств: Иосифа Флавия, Плиния Младшего и других древних историков, которые говорили о Христе, жившем именно при Понтии Пилате. Также мы из Евангелия знаем слова Христа: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 25:24). Свидетельство о Понтии Пилате указывает на именно того Христа, Который пришёл на землю и стал Мессией и Спасителем мира.
Есть мнение святителя Николая Сербского, что упоминание Понтия Пилата свидетельствует, помимо прочего, о том, что хвалёное римское право было отнюдь не совершенным, поскольку не спасло праведника из праведников, но осудило Его и приговорило к мучениям. Об этом можно прочесть книге святителя «Верую. Вера образованных людей».
«Страдавша». Зачем это слово в Символе веры? Ведь понятно, что Христос был распят, а значит, страдал. Дело в том, что находились и находятся люди, которые говорят, что страдания Христа были ненастоящие, Он не страдал так, как страдает человек. Возможно, полагают, что, будучи Богом, Он чудесным образом облегчил Свои страдания. Святой Николай Сербский спрашивает: не смущает ли этих людей молитва Господня в Гефсиманском саду, когда Он с трепетом и страхом молится: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36)? Были и есть ереси, которые утверждают: Христос не был человеком, только Богом, Он не испытывал человеческих чувств. Символ веры утверждает: всё, что пишут евангелисты о том, что Спаситель радовался и плакал, удивлялся и расстраивался — правда, это человеческие чувства. Христос был и Богом, и человеком в равной мере.
«И погребенна». Христос был погребён. Эти слова напоминают нам о поступке Иосифа и Никодима, которые были тайными учениками Христа, и когда апостолы оставили Его, пошли к Понтию Пилату, чтобы просить отдать им тело Христа. Они хотели похоронить Его, на что получили разрешение. Ходили домыслы, что Христос не был погребён. Чтобы упразднить их, отцы Никейского собора внесли однозначное свидетельство в Символ веры: Господь был распят и погребён.
«Распятого же за ны». Грех пришёл в мир. Человек ждёт спасения от греха. Есть такое мнение: Христос пришёл, и теперь мы спасены от первородного греха, он над нами не довлеет. Преподобный Максим Исповедник говорит, что первородный грех — это тленность (мы стареем), страстность (тело подвержено страданиям) и смертность. «Разве от всего этого Господь нас искупил?» — спрашивает святой. Нет, это всё осталось. Господь нас спас и сделал сотелесными Себе. Он спас нас от греха, мы получили возможность общаться с Ним: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15).
Апостол Павел говорит: мы проповедуем Христа распятого, для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие (1 Кор. 1:23). Почему так? Дело в том, что иудеи ждали Мессию, который придёт и наведёт порядок, устроив рай на земле, изгонит римскую власть, после чего наступит царствование Израиля. Не наступило. Всё сложилось иначе. Они были очень раздосадованы этим. Мы помним, что все апостолы были иудеями, и апостол Павел, который говорит эти слова, был не просто иудеем, но фарисеем. Иудеям дали гораздо больше, чем они ждали, но они не были способны это воспринять. Именно поэтому Христос для них — соблазн.
Почему для эллинов распятый Христос — безумие? Потому что для них распятый и замученный человек не может быть Спасителем. Кого он может спасти, если себя не спас? А Евангелие говорит: «Господь сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“» (2 Кор. 12:9).
Нужно сказать несколько слов собственно о распятии. Этот вид казни был выбран для Христа потому, что был самым мучительным. Человек умирал не от ран, а от удушья, в страшных муках. Крест устроен так, что распятому, чтобы вдохнуть, надо опираться на пробитые гвоздями конечности. Это доставляло чудовищные страдания.
Помимо прочего, распятие было самой позорной смертью, которой казнили преступников. Это было максимальное унижение. Бог был унижен и поруган самым недостойным образом. Вспомним, один из разбойников на кресте кричал страшные слова и ругался. В таких ситуациях человек не может контролировать себя и изливает то, что у него на сердце. Посмотрите, что говорит Господь: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). В этих словах — невероятная высота, потому что в такой момент у Христа нет ни капли осуждения или ненависти к распинающим Его.
«За ны». Господь был распят за нас, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Ещё только создавая человека, Бог уже знал, на что придётся идти, чтобы его, отпавшего, соединить опять с Божеством. Господь не только на словах доказал, что Бог есть любовь, но и на деле. Он умер не только за всё человечество в целом, но за каждого человека. Некоторые считают, что Христос умер только за христиан, но это не так. Он спас весь мир. Даже папуаса в Новой Гвинее, который о Христе никогда не слышал. Даже вас. Даже меня.
Записала Екатерина Щербакова
Читайте также:
Символ веры: первый член. О едином Боге
Символ веры: второй член. О Сыне Божием
Символ веры: третий член. О Боговоплощении
Символ веры: пятый член. О Воскресении
Символ веры: шестой член. О Вознесении Господнем
Символ веры: седьмой член. О Страшном суде и Царствии Небесном
Символ веры: восьмой член. О Святом Духе
Символ веры: девятый член. О Церкви
Символ веры: десятый член. О крещении
Символ веры: одиннадцатый член. О воскресении мёртвых
Символ веры: двенадцатый член. О жизни будущего века