Официальный сайт

Протоиерей Владислав Шестаков

Зачем начальнику становиться слугой?

Христос и ученикиХристос идёт в Иерусалим и по дороге говорит ученикам о том, что его схватят, поиздеваются и убьют — а они спорят, кому достанется больше привилегий, когда Он станет царём. В ответ на это непонимание сути происходящего Спаситель объясняет, в чём на самом деле заключается царственное достоинство человека (Мк. 10:32-45). Но усвоили ли этот урок мы, не единожды читавшие Евангелие? Размышляет настоятель храма Озерянской иконы Богородицы в пос. Озеряновка протоиерей Владислав Шестаков.

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Христос направляется с учениками в Иерусалим, чтобы там совершились все пророчества о последних днях Его земной жизни. По пути Он несколько раз, уже без притч, напрямую говорит им о предстоящих Ему страданиях, распятии и Воскресении. Ученики в страхе следуют за ним. Намерения фарисеев и законников в отношении Христа приобрели к тому времени чёткий и однозначный характер. Апостолы об этом прекрасно знали, а поэтому и боялись. Но Христос шёл, и они шли за ним.

Что принесёт Его появление в Иерусалиме накануне самого большого праздника? Может быть, Его объявят преступником, посадят в тюрьму. А может, Он просто преувеличивает. Может быть, всё будет наоборот: как только Он придёт в Иерусалим, народ объявит Его своим царём. Он освободит иудеев от римского владычества, от налогов, сделает всех свободными. Такие чаяния были присущи большинству современников Христа, именно такого мессию все ожидали. И если так будет, то, конечно, Христос не обидит положением и Своих ближайших учеников.

Иаков и Иоанн, о которых говорится в тридцать пятом стихе, решили об этом позаботиться заранее. Господь в ответ на их просьбу говорит им, Кто Он такой на самом деле и зачем пришёл, а также объясняет, кто такие на самом деле Его ученики. «Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Но они и сейчас не совсем Его понимают и отвечают: «Можем».

Этот диалог вызвал недовольство со стороны остальных учеников. Всё это произошло от непонимания истинной сути происходящего. Иаков и Иоанн не понимали до конца, о какой «чаше» говорит им Христос, а остальные подумали, что Учитель этим двоим уделяет большее внимание, чем другим. Тогда, собрав учеников вместе, Спаситель объясняет им ещё раз, что никаким царём Он становиться не собирается: «Ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Христос пришёл для того, чтобы принести Себя в жертву за других. Ученики к такой высокой жертве, конечно же, не были готовы, но от них этого и не требовалось. Для этого нужно сначала полюбить весь мир, всех людей с их недостатками. Христос принёс Себя в жертву не только за своих родных и друзей, не только за праведников, но и за грешников, разбойников, язычников — и даже за тех, кто Его предал, издевался над Ним и распял. Такой подвиг мог совершить только Он. В чём мы, как ученики, можем Ему здесь подражать? В том же, в чём и апостолы.

Господь призвал их подражать Его примеру хотя бы в малом, на уровне общения между собой. Уступить или послужить чем-то равному себе для многих, на самом деле, — большой подвиг. Но таким образом мы хотя бы отчасти сможем подражать нашему Спасителю. От нас не требуется жертвовать своей жизнью или здоровьем. Господь предлагает пожертвовать лишь своим эгоизмом, поставить себя ниже других. Это прекрасная возможность воспитать в себе и проявить чувство любви к людям. И пусть хотя бы в этом мы будем похожи на нашего Спасителя.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100