Официальный сайт

Протоиерей Александр Хворост

Возможно ли причащаться онлайн?

ПрофанацияВ сети активно обсуждается случай, получивший большой резонанс в церковной среде: «священник» ПЦУ совершил «причастие» онлайн. Вот что он написал об этом на своей странице в социальной сети:

«…я думал, а почему нельзя сделать онлайн литургию полноценной. Мы молимся о том, чтобы этот хлеб и это вино стали Телом и Кровью Христа и сделали нас причастными Ему, чтобы мы стали Его Телом. Неужели эта молитва не „действует“ на расстоянии? Может быть радиоволны (WiFi) или использование гаджетов является препятствием на пути нашего объединения вокруг Христа, Его животворящих Тела и Крови?

В прошлую субботу имел удивительный опыт сослужения полноценной литургии с причащением с помощью программы для видеоконференций… Каждый из участников богослужения приготовил перед монитором хлеб, вино и воду. Служили литургию Иоанна Златоуста, по очереди читая и напевая части последования. Освящение Даров происходило так же, как и во время богослужения в храме. Все участники причастились, каждый в своем жилище» (стиль и орфография автора сохранены — ред.).

Мы попросили протоиерея Александра Хвороста, настоятеля храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки, прокомментировать эту странную ситуацию и объяснить, почему для православных христиан такого рода опыты недопустимы.

 

Невиртуально объединиться вокруг Христа

Причащение онлайн — это недоразумение и профанация. Ситуация, о которой мы сегодня говорим, случилась в среде раскольников, что неудивительно: в расколе все духовные пороки усугубляются. К сожалению, это характер и дух раскола. Почему же произошедшее — профанация? Дело в том, что литургия — это общее дело, когда верующие совместно совершают богослужение. Содержание, характер и смысл молитв, которые читает священник, имеют одну суть: всех объединить вокруг Христа. Объединить не иллюзорно или виртуально, а реально, в конкретное время и в конкретном месте.

Господь хочет собрать всех вокруг Себя в Царствии Небесном. Для этого будет и всеобщее воскресение умерших — реальное и никакое другое. Можно смотреть онлайн-трансляцию литургии, но нельзя назвать это реальным присутствием и реальной молитвой. Такого рода трансляции имеют вспомогательный характер, когда человек по каким-то причинам не может присутствовать на богослужении. Подчеркну: это замена, неравноценная компенсация, а не альтернатива!

 

Уроки святых

Давайте вспомним подвиг преподобной Марии Египетской, которая несколько десятилетий прожила в пустыне, достигла святости и небывалых духовных высот. Что происходит со святой после? К ней приходит священник: Господь Своим Промыслом направил преподобного авву Зосиму, чтобы он её исповедал и причастил. То есть все её труды, все молитвы, долгое уединение в пустыне и подвиги были несовершенны без реального причащения. После этого важного события она мирно отходит к Богу. Напомню, что святая причащалась два раза в жизни: первый — перед тем, как уйти в пустыню, второй — перед тем, как уйти в вечность. Вот реальный пример того, что ничто не может заменить реальное причастие и реального священника. Никакой удалённый доступ в этом случае не работает.

В древней Церкви, у первых христиан существовала практика самопричащения. Святые Дары преподавались верующим, которые могли их вкусить либо сразу же в храме, либо забрать домой и причаститься там. Позже, в VIII веке, так поступал преподобный Феодор Студит во время гонений. Святой пострадал, находился в темнице, был на грани жизни и смерти и спасся именно тем, что с ним были Святые Дары, которыми он причащался. Однако эти Дары были взяты в храме за богослужением и только потом использовались по потребности. Тогда такая практика допускалась, поскольку уровень религиозного самосознания и благочестия у верующих был значительно выше. Сегодня этот уровень значительно снизился, и даже священникам держать дома Святые Дары не рекомендуется. Они должны находиться в храме, при необходимости священник несёт их на дом к болящему и причащает.

 

Необходим духовный труд, а не кривляние

Ещё раз подчеркну: то, что предлагает священник ПЦУ и поддерживают некоторые медийные личности, — чистой воды профанация. Они полагают, что онлайн-причащение — это хорошо и продвинуто, но согласиться с такой точкой зрения в принципе сложно: человек никуда не ходил, не трудился, неизвестно как молился — и причащается? Так не годится. Надо духовно потрудиться — лично, общиной, Церковью. А в случае с онлайн-богослужением мы не соединяемся ни с Церковью, ни с друг другом, ни со Христом. Не происходит единения, есть только оправдание собственной лени, эгоизма, нерадения.

Недаром говорят, что сатана — это обезьяна Бога. Причастие онлайн кощунственно, это кривляние над самым святым на земле — Божественной Евхаристией. Древние христиане под страхом смерти собирались на кладбищах и в катакомбах. Их ловили, пытали, казнили, но они не разбегались по домам и находили возможность собраться, помолиться втайне, чтобы вместе совершить святое Таинство. Они имели полное право спрятаться, тихо сидеть и ничего не делать, однако эти люди чрезвычайно дорожили возможностью соборно молиться и причащаться. Будем и мы дорожить, а не искать суррогат, замену, недоразумение вместо святыни, которую подают нам Господь и Церковь.

 

Быть там, где совершается великая святыня

«Могут ли радиоволны или использование гаджетов стать препятствием на пути нашего объединения вокруг Христа?» — спрашивает «священник», которого мы сегодня вспоминаем. Отвечу: собраться вокруг Христа мешают наши лень, гордыня и высокоумие. Далее он утверждает, что причастие «на самом деле не материально». Но причастие насколько духовное, настолько и материальное — как и Христос, Который насколько Дух («Бог есть дух» — Ин. 4:24), настолько и человек («Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому» — Ин. 12:23). В человеке тоже нет чёткой границы, демонстрирующей, где заканчивается духовное и начинается материальное. Душа присутствует в теле, каким образом — мы не знаем, но она есть, это реальность. То, что душа с телом разлучается — это не замысел Божий, а следствие грехопадения человеческого. Поэтому нельзя говорить, что причастие только духовно: человек насыщается им и материально, и духовно.

Если мы внутренне молимся, то и внешне должны быть в том месте, где совершается великая святыня, а не неизвестно где. Вспомним Тайную Вечерю: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:19-20).

Информационные технологии — это хорошо, они занимают значительное место в нашей жизни, но выполняют только вспомогательную функцию: позволяют быстрее найти информацию или обменяться ей. Они не могут удовлетворить наши реальные потребности — как физические, так и духовные. Радиоволнами невозможно заменить человеку ни пищу, ни одежду, ни тем более Божию любовь.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100