Священник Димитрий Абросимов
День разрушения языковых и этнических барьеров
О каких языках речь и причём тут Вавилонская башня? Тропарь и кондак Пятидесятницы толкует клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки священник Димитрий Абросимов.
Тропарь Пятидесятницы, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе.
В начале нужно отметить, что в церковнославянском языке существует двоякое написание слова «язык» в зависимости от его значения: в одном случае оно означает язык, речь, наречие, говор. В другом — обозначает народность, народ; в множественном числе обозначает язычников.
Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлёк к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам — Симону и Андрею — о том, что Он сотворит их ловцами человеков (Мф. 4:18-19; Мк. 1:16-17).
Чрезвычайное и благодатное действие произвёл сошедший на апостолов Святой Дух. Они совершенно переменились, сделались новыми людьми. Они преисполнились величайшей любви к Богу и к людям. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу, дерзновение и высшее призвание всю жизнь отдать на служение Славе Божией и спасению людей. В день Пятидесятницы на общество учеников Господа, являвших собою начало Церкви Христовой, сошёл Святой Дух, и оно стало единым Телом, оживлённым Душой. С этого времени Церковь Христова получила возможность возрастать через усвоение и присоединение к себе других душ.
Кондак Пятидесятницы, глас 8
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.
Когда Всевышний, снизойдя, смешал языки (т.е. язык как средство общения), Он [этим] разделял народы, когда же Он раздавал огненные языки, — всё призвал к единению. И мы согласно славим Всесвятого Духа.
В кондаке праздника Святой Троицы описывается явление Святого Духа в виде огненных языков, которые, разделившись, почили на каждом из апостолов. «Дар языков», полученный при этом учениками Христовыми, проявился в том, что они начали говорить о «величиях Божиих» на разных языках.
Этот дар благовествования на незнакомых ранее языках, который апостолы получили в день Пятидесятницы при сошествии на них Святого Духа, святые отцы толкуют как явление полноты и совершенства Духа Истины, обнимающего собою всё человечество и призванного объединить все народы во Христе. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения евангельской истины во всём мире.
В кондаке это событие противопоставляется другому библейскому событию — вавилонскому столпотворению (Быт. 11:1-9). Тогда Господь, покарав дерзких строителей башни, смешал их единый язык, — тот язык, говоря на котором они соединились в своём богопротивном деле. Заставив нечестивых говорить на разных наречиях, Господь разделил и рассеял их по всей земле. Трагическое разделение народов, произошедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», как поётся в кондаке праздника.
Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идёт к человеку не как к «эллину», «иудею» или «скифу», но именно как к человеку. Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И всё для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное.