Официальный сайт

18 июля 2020 г.

Митрополит Митрофан: Сильным человека делает самоограничение

Обретение мощей прп. Сергия РадонежскогоВ день обретения честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки. По окончании богослужения он обратился к прихожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского! Историю, которая связана с его именем, именами его учеников и их жизнью, мы все с вами знаем. Для большинства из нас житие преподобного Сергия было первой большой книгой о русском святом, с него мы начинали знакомство со святостью. Это житие читали многие и многие поколения христиан с XV века, когда оно было написано, и для многих эта книга становилась любимым чтением. Впечатление, которое остаётся после знакомства с преподобным, его подвигами и наставлениями, событиями, которые происходили в его жизни, не только оставляет след в душе, но и начинает корректировать взгляды человека.

Большое впечатление производит то, что преподобный Сергий, имея возможность спокойно жить в столице, выбирает местом жительства глухой лес в отдалении от Москвы, куда невозможно добраться. И задаёшь себе вопрос: а зачем вообще он это делает? Зачем было в лес уходить, чтобы стать святым? Почему святость нужно было проявлять в лесу?

Обратите внимание ещё на одну вещь. Москва XIV века — это не Москва XX и XXI века. Да, это город, но в этом городе нет электричества, водопровода, канализации. Это большая деревня, где много людей живёт, но удобства — во дворе. На улицах нет асфальта, положены такие деревянные поддоны, по которым ходят, когда дождь сильный. Центрального отопления нет, топят печкой. Интернета и телевизора тоже нет. По сути дела, если бы мы сегодня попали в Москву того времени, для нас это была бы катастрофа. Мы бы не поняли, где мы оказались и как вообще в таком месте жить. Сегодня в монастырях у каждого монаха есть келья, где есть выключатель и вода в кране, есть трапезная, куда он приходит после службы, а там дежурные уже приготовили поесть. В Москве тогда царь так не жил, как сейчас монах в монастыре живёт. А Сергий уходит из такой Москвы в лес для того, чтобы быть с Богом. Зачем ему это нужно?

История христианского подвижничества показывает нам, что на пути к Богу для человека очень важно научиться самоограничению — в чём-то самого себя останавливать, говорить самому себе «нет». Это очень сложное упражнение для современного человека, живущего в эпоху потребления. Он вообще неспособен себе ни в чём «нет» сказать. Если он чего-то хочет и это у него не получается или нет возможности это получить, для него это просто страшная скорбь и непереносимая катастрофа. Поэтому люди такие слабые, так легко их испугать и манипулировать ими. Чем слабее человек, тем он беспомощнее. Но самоограничение делает человека сильным, такой вот парадокс.

Когда ты умеешь говорить «нет», когда ты сам себя останавливаешь, когда ты умеешь выполнять аскетические упражнения, ты становишься сильным. Сергий хотел быть сильным. Он хотел уметь противостоять разным искушениям и соблазнам, и даже в тех условиях находил для себя способ самоограничения: вообще в лес пошёл, где никого нет, где с одного бока медведь, с другого — непролазная чаща. И там начали собираться те, кто тоже хотел быть сильным.

Обратите внимание на корень «само-». Мы все с вами на карантине были. Мы не сами себя на карантин посадили, поэтому и тяжело было, и пользы от этого духовной никакой никто не получил — это было насильно, нас заставили. Сегодня границы закрыты — мы не сами их закрыли, нас в такую ситуацию поставили. Это тоже не духовный подвиг, это не самоограничение. Самоограничение — это когда у тебя есть все возможности, а ты сам себя ограничиваешь, и вот этот подвиг уже имеет духовный смысл.

Если человек сидит в тюрьме и его кормят хлебом и водой, то мы не говорим, что он великий постник. Он тяжёлое испытание несёт, он страдает, он скорбит, но никакой духовной пользы хлеб и вода ему не приносит. А когда у тебя есть возможность съесть яйцо, масло, холодильник в твоей власти, но ты сам себя ограничил и ешь только хлеб и воду, это начинает приносить духовную пользу. Если тебя заперли в монастыре на ключ и не выпускают, это не значит, что ты стал монахом, даже если ты там всю жизнь проведёшь. А когда ты сам туда пришёл и добровольно оттуда не уходишь, когда ты всё время своей жизни отдаёшь молитве, общению с Богом и подвигам самоограничения, такой подвиг становится духовным, и в человеке происходят перемены.

Особая близость преподобного Сергия к Богу была заметна людям, которые его окружали. Поэтому рядом с ним ученики собирались, поэтому к нему приходили решать самые судьбоносные вопросы — не только личные, но и касающиеся всего Отечества, поэтому у него брали благословение великие князья, поэтому его слово было решающим во всех спорах, если его избирали третейским судьёй.

Чему это может научить нас с вами, современных людей? А как раз тому, что мы, каждый в свою меру и по своим силам, тоже должны учиться самоограничению. Сами себя обуздывать, сами себе говорить «нет», не соглашаться со всеми своим желаниями. Именно этот труд, это духовное упражнение поможет нам что-то о мире узнать такое, чего мы иначе не узнаем, поможет ощутить сладость этого подвига, понять, в чём его смысл и сила.

Это трудно. Чем слабее становятся люди, тем труднее для них самые незначительные ограничения. Если бы нам сегодня отключили свет и воду, мы бы сказали, что это такая катастрофа, какую пережить невозможно. А в XIV веке в Москве за водой ходили к колодцу, вместо света была свечка, и все говорили, что это хорошо. Сергий оттуда вообще в лес ушёл, потому что говорил: «Москва — это очень большой город, там очень трудно заниматься подвигом самоограничения».

Я не говорю, что свет и вода — это плохо. Я просто хочу, чтобы мы поняли, что ограничивать себя надо в любую эпоху, в любое время, в любых обстоятельствах, и это правильно. Это помогает нам научиться жить здоровой жизнью. А когда мы исполняем все свои желания, это очень болезненная история. Такие примеры, как подвиг преподобного Сергия, должны нас назидать и помогать нам эти вещи понимать. Я желаю всем вам радости, мира, добра и Божиего благословения молитвами преподобного Сергия!

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100