Официальный сайт

Протоиерей Алексий Попов

«Неугасимая лампада» Бориса Ширяева и лучший способ отношения к жизненным невзгодам

Неугасимая лампадаВ дни усталости, несостоявшихся отпусков и всевозможных проблем полезно почитать о людях, чей пример помогает взять себя в руки и иначе взглянуть на постигшие нас беды. Протоиерей Алексий Попов, настоятель Николаевского храма с. Петровка-2 Александровского района, рекомендует книгу, которая не оставит равнодушным вдумчивого читателя.

Сегодня я хочу представить вам замечательную книгу известного русского писателя Б. Н. Ширяева (1889–1959) «Неугасимая лампада». Этот документальный роман создавался с 1920-го по 1950-й годы. Впервые он был издан в Париже, в 1954-м, а в 1991-м перепечатан в Москве. Тогда-то я — юноша, только начинавший делать свои первые шаги в Церкви — и купил его. В то время, пожалуй, я даже и не понял толком, о чём идёт речь в этой книге. Полностью прочёл её уже будучи студентом Одесской духовной семинарии.

«Неугасимая лампада» захватила меня с первых же строк. Автор, написавший её, провёл несколько лет (с 1922 по 1926) в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Он повествует о первых узниках соловецкой каторги, ставшей для сотен тысяч прошедших через неё страшной зияющей ямой, полной боли, страданий, крови, растерзанных тел и раздавленных сердец. При этом у автора нет ни малейшей тени озлобленности, желания мести, а только сокрушение и печаль о гибели великой державы и, возможно, лучших её людей. Книга говорит о том, как среди тяжких испытаний, издевательств и кощунств светил и согревал людей неугасающий свет Христовой веры и любви — как свет неугасимой лампады.

«Неугасимая лампада» представляет собой серию отдельных рассказов. Мне больше всего запомнилось повествование о крестьянском бунте, в ходе которого простой люд, не признавший советскую власть, избрал себе мужицкого царя. Ещё одна история, тронувшая моё сердце и душу, — об отце Никодиме, которого в лагере звали «утешительный поп»: он объяснял заключённым заповеди блаженства и другие евангельские тексты. Но особенно взволновал меня образ не названной в книге по имени баронессы, «фрейлины трёх императриц», сумевшей снискать уважение всех сокамерниц, включая матёрых уголовниц, и закончившей свою жизнь в тифозном бараке, куда она добровольно пошла ухаживать за заболевшими заключенными.

Было в моей жизни и второе открытие этой книги. Уже будучи священником и прослужив восемнадцать лет на одном приходе, я к величайшему своему удивлению и радости узнал, что описанная Ширяевым «фрейлина трёх императриц», чья история так тронула и впечатлила меня когда-то, — это не кто иной, как наша односельчанка баронесса Наталья Модестовна фон Фредерикс (1864–1926). Она родилась и жила фактически в нашем приходе — в селе Знаменовка. Это её стараниями здесь до революции были построены храм и начальная школа.

Наталья Модестовна всегда была образцом жертвенного служения — сперва царской семье, а впоследствии ближним своим, на деле исполнив евангельскую заповедь любви и «положив живот свой за други своя» (Ин. 15:13). Находясь в тяжелейших, порой нечеловеческих обстоятельствах, она не сломалась, не потеряла себя, но показала христианский пример смиренного мужества, твёрдой веры и неугасимой любви к ближнему и Богу. В 1981 году исповедница Наталия фон Фредерикс была прославлена в лике святых новомучеников Русской Православной Церковью Заграницей.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100