Священник Димитрий Абросимов
Почему Бог — Светодавец?
Преображение Господне. Мозаика. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. VI в.
Что произошло на Фаворской горе и какое отношение это событие имеет к каждому из нас? Тропарь и кондак Преображения толкует клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки священник Димитрий Абросимов.
Тропарь, глас 7:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!
Первая часть тропаря описывает событие, которое празднуется. Из первых слов песнопения мы понимаем, что Преображение произошло на горе. По церковному преданию, которое прочно утвердилось уже с III века (в Евангелии об этом прямо нигде не говорится), Преображение Спасителя совершилось на горе Фавор — на одной из гор Галилейской области Палестины. Фавор — невысокая зеленая вершина на северной границе обширной Израильской долины.
Господь преобразился в присутствии трёх учеников — Петра и Иакова и Иоанна. Что собой представляло Преображение Господне? Обратимся к евангельским строкам: «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1–2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк. 9:31).
На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю. Когда же они услышали слова «встаньте, не бойтесь» (Мф 17:7), обращённые к ним, и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.
Кондак, глас 7:
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твоё страдание — добровольное и миру возвестили, что Ты — воистину Отчее сияние.
Каково было предназначение Преображения? На этот вопрос отвечает вторая часть тропаря праздника и кондак. Вкратце главное значение Преображения можно сформулировать так: Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.
Этим объясняется основной мотив тропаря — свет: его несут слова «свет», «воссияет», «светодавец». Свет Преображения, фаворский свет — важнейшая тема православной традиции, богословия и мистики, молитвенной практики. Вечный, то есть божественный, нетварный свет, который созерцается «умными очами», «очами сердца». Просьба о видении божественного света есть, собственно, просьба о святости.
Тропарь праздника напоминает нам, что небесный голос, который слышали апостолы на горе Фавор, обращается ко всем, носящим имя Христово. Всем следует преображаться под яркими, животворящими «очами Света Христова», всем следует устраивать свою жизнь по заветам Христа, — слушать Его, как сказал об этом глас с небес: «Того послушайте», — и тогда каждому из нас воссияет свет Преображения, свет Божества и святости. В Преображении Христа показывается и наше преображение — то, каким будет человек в вечности, если облечётся во Христа, будет жить со Христом и во Христе.
Кондак праздника Преображения напоминает о том, что Господь никогда не оставляет человека без Своей помощи и укрепления перед трудными испытаниями. Спаситель позволил Своим ученикам увидеть преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Христос готовил учеников к Своей смерти; они должны были увидеть Его во славе, чтобы не поколебаться в час испытаний.
Ещё один важный момент, который подчёркивает как тропарь, так и кондак праздника — что ученики видели Божественную славу Христа «якоже можаху», то есть насколько они могли вместить в себя это событие. Преображение Господне было столь величественно, что апостолы Христовы могли видеть его только отчасти, насколько позволяли им их чувства. Оно озарило души апостолов духовным светом, просветило их ум познанием Божественного достоинства Спасителя и утвердило их в вере в исполнение всех обещаний Господа. И ученики Христовы, «уразумев вольное страдание», добровольную жертву, принесённую Иисусом на Кресте за нас, грешных, «мирови проповедали» — рассказали всему миру, что Бог есть Любовь, а Любовь — это Крест.