Официальный сайт

Священник Виктор Шинкарёв

Переступить порог храма

Введение во храм Богородицы4 декабря Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. В чём смысл этого праздника? О чём мы можем сегодня задуматься? Чему можем научиться у Девы Марии? Размышляет клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки священник Виктор Шинкарёв.

Каждый праздник заставляет нас остановиться и немного подумать. Не зря есть традиция в праздник не заниматься никакой работой, посвятить день Богу и иметь какой-то досуг. Человеку вообще невозможно жить без досуга, но есть опасность превращения досуга в пустую трату времени, что всегда грустно, потому как досуг, по словам свт. Григория Богослова, необходим человеку для познания Бога. Хотя бы в праздник, вернувшись из храма, вместо обычной рутины остановиться и немного поразмышлять.

А поразмышлять есть о чём — о храме, о человеке и о детях. Но начать лучше всё же с истории праздника, которая основана на древнем устном предании, закреплённым позже в богослужебных текстах.

Произошло событие и ординарное, и экстраординарное одновременно. Ординарное оно в том, что ребёнка привели в храм, чтобы посвятить Богу — так делали многие, но произошло ещё и то, чего себе невозможно было бы и представлять по тем временам. Особенным промыслом Божиим, другого мотива и представить себе невозможно, первосвященник вводит ребёнка в Святая Святых. Он нарушил все законы. Святая Святых — священное место древнего Иерусалимского храма, сам первосвященник входил туда единожды в год для особого священнодействия.

Многие историки и исследователи ставят под сомнение саму возможность этого поступка. Но здесь действовал Сам Бог, Который открыл первосвященнику, что перед ним сейчас стоит Та, Которая Сама будет Храмом, вместившим в себя Бога. Та, Которая Сама станет новым Ковчегом Завета.

С этого момента зарождается другая система координат, другая точка отсчёта — человек становится выше закона. У человека появится возможность, откликнувшись на своё божественное призвание, стать храмом Божиим, Ковчегом Завета, в котором постоянно будет пребывать Бог.

В этом онтологическое желание человека, без которого он не обретёт покоя, мира душевного. Он начинает искать Царство Божие в царствах земных. Без встречи с Богом, без соединения с Ним человек не может любить ближнего и Бога Христовой любовью, без единства с Богом человек находится во власти страхов, уныния и психических расстройств.

Без желания непрестанного пребывания в Боге и Его любви невозможно верное представление о рае. Невозможно понять, как это Царство Божие христиане начинают переживать ещё в земной жизни.

Соединение с Богом происходит всегда в тишине, любви и свободе. Человек по своему желанию свободно приходит к Богу и начинает «стяжать Духа Святого», — по словам прп. Серафима Саровского. И встреча эта происходит прежде всего в Евхаристии, в церковной общине, в храме Божием.

В те времена, когда праведные Иоаким и Анна привели Богородицу в храм, он был только один. Тот храм, который несколько раз строился и разрушался. Иудейский народ очень любил и почитал свой храм и продолжает его любить, хотя от него осталась только одна стена.

Богу было угодно, чтобы вместо одного храма пришли десятки тысяч, и не в одном месте, а по всему миру. Чтобы та благодать, которая присутствовала в ветхозаветном храме, присутствовала в каждом новозаветном, где Сам Господь присутствует полнотой Своего Божества, где присутствует Сама Пресвятая Богородица, где Небо соединяется с землёй.

Храмы — всегда украшение города. С особым чувством мы относимся к храму, с особой любовью, теплотой, уважением. Храм — место, где мы возносимся горе. Нам необходимо дорожить своими храмами, благодарить Бога за них, за возможность безбоязненно войти в них, привести с собой детей и внуков тогда, когда нам этого хочется.

С любовью совершили свой поступок и святые Иоаким и Анна, когда привели Богородицу в храм. Пусть это будет примером и для всех нынешних родителей. Воспитывать детей нужно в любви к Церкви, к Богу. Дети, с младенчества приобщённые к храму Божию, всегда будут иметь надёжную защиту и опору в жизни, тихую гавань в бурных волнах суеты.

Но привести детей к Богу без личного примера невозможно. Наша жизнь — всегда более живая проповедь, чем наши слова.

Мы иначе приходим в храм, чем Пресвятая Дева. Мы приносим в храм не благодать, не радость, а тяжесть своих грехов, тяжесть своей повседневности… но отчаиваться мы не должны. Та, Которая, по слову свт. Григория Паламы, была «Помощницей Бога в том, что совершалось в деле спасения», Ей и остаётся. И нам помогает обрести Бога, научиться тихой радости, смирению, принятию воли Божией.

Тайна Девы Марии — тайна Церкви. Мать Церковь и Матерь Божия, по мысли прот. Георгия Флоровского, вместе дают рождение новой жизни. В сияющем славою соборе переступившие его порог люди различают лики Богородицы и Самого Искупителя, лики, полные благодати и любви, сострадания и милосердия, лики Тех, которые нас ждут с большой надеждой всегда, и в праздники, и в будни. От нас требуется немного — переступить порог храма.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100