Официальный сайт

Протоиерей Александр Хворост

Десятая заповедь: о грехе, который приносит только боль

ЗавистьСвятитель Григорий Нисский учил, что зависть — «это начало зловредных страстей, отец смерти, первая дверь греху, корень порока, порождение печали, матерь бедствий, повод к непокорности, начало стыда». Преодолеть этот грех очень сложно, он проникает глубоко в сердце и уродует душу человека. Как же ему противостоять и как от него исцеляться? Решили разобраться в этих вопросах с протоиереем Александром Хворостом, настоятелем храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.

 

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»

 

Ненасытная страсть

Десятая заповедь запрещает такой порок, как зависть. Человек не должен завидовать благополучию ближнего, в чём бы оно ни проявлялось. Что же такое зависть? В толковом словаре Даля это слово определено как «свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; …нежеланье добра другому, а одному лишь себе». В словаре Ушакова зависть — это «чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого».

Почему же нельзя завидовать? Потому, что это чувство убивает в человеке любовь к ближнему. Оно абсолютно ненасытное и не приносит завистнику никакого удовольствия, только страдания. Другие страсти и пороки хоть на время насыщают душу иллюзией радости, благополучия, счастья. Даже убийство может в некоторых случаях принести злорадство или удовлетворение, а вот зависть несёт только боль.

 

Со времён первых людей до наших дней

Зависть пришла в мир на заре человечества: именно она стала причиной того, что Каин убил Авеля. Её жертвой стал Иосиф, сын Иакова, которого братья хотели убить, а потом продали в рабство. Наш Спаситель страдал от зависти фарисеев и саддукеев, которые не могли простить Ему любви народа. Прошли столетия, но ничего не изменилось, и в наше время люди продолжают страдать этим духовным недугом.

Некоторые разделяют зависть на белую и чёрную. Есть мнение, что белая зависть более безобидна, просто человек хочет такую же жизнь, карьеру, успехи, как у его ближнего. Для христианства неприемлема зависть в принципе, поэтому мы не делим её на хорошую и плохую.

Зависть — вовсе не безобидное чувство. В прошлом нашего народа остался ХХ век с его глобальными потрясениями, многие из которых стали результатом обострившейся классовой борьбы, отчасти родившейся от зависти. С развитием общества, появлением материального производства начали формироваться классы, одни из которых стали богатыми и успешными, а другие были обречены на тяжёлый низкооплачиваемый труд. Зависть последних в итоге привела не только к революциям, но и к уничтожению целых классов — дворянства, купечества, буржуазии, духовенства.

 

Как бороться с чувством зависти?

Чтобы победить зависть, нужно меньше верить идеям, утверждающим, что человек должен собирать богатство на земле, что благо — только в материальном. Мы живём во время рекламы, убеждающей, что счастье заключается исключительно в потреблении и приобретении. Христос же нас учит другому: всё земное тленно, наша задача — собирать сокровища на небесах. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).

Святой Василий Великий вслед за Спасителем учит стремиться к приобретению благ вечных и истинных, а не земных славы и богатства. Нужно стремиться к минимализму, который хорошо знаком христианам издавна. Верующий человек должен со смирением относиться к тому, что у него есть, и уметь довольствоваться малым. Не стоит посвящать жизнь приобретению многого — оно, как правило, оказывается лишним. Человеку очень немного надо, чтобы достойно прожить жизнь. Не стоит стремиться к богатству, но не надо и недооценивать то, что вы имеете.

 

Кто болеет завистью?

У зависти много недобрых плодов: это соперничество, гнев, недоброжелательность, злорадство, вражда, ненависть, ссоры, раздоры, злословие, ложь, клевета, ябедничество, коварство, лукавство, лицемерие. Благодать Божия оставляет сердце завистника, и там не остаётся места для любви: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

Можно завидовать не только материальному благополучию, но и духовному превосходству или большему таланту ближнего. Каким бы видом зависти человек ни страдал, он может преодолеть её только покаянием, смирением и созидательным трудом. Тот, кто ничего не умеет, будет завидовать всем, кто занят любимым делом. Если человек нашёл себя и свою нишу в жизни, ему некогда завидовать: он увлечён семьёй, работой, хобби. А если жизнь пуста, если человек ленив, безынициативен и алчен, то ему только и остаётся, что завидовать. Такому нужно искать своё дело, развивать собственные таланты, и направить энергию в русло созидательного труда.

 

Исцелят созидательный труд и благодарность

Завидуя, человек восстаёт против Промысла Божьего о нём. Каждого из нас Господь ведёт, о каждом заботится. Не имея каких-то благ, мы тем самым учимся смирению. Завистнику смирение незнакомо.

Справедливости ради нужно сказать, что современный мир меняется, и не всегда в лучшую сторону. Сейчас очень много людей просто выброшены на обочину жизни. Нет хорошего образования — нет зарплаты, нет перспектив, человек в социальном плане занимает очень низкое положение. Для того чтобы вырваться из сложившихся условий, нужно прикладывать очень большие силы, которых у него может и не быть. Сколько эмигрантов едет за лучшей жизнью, а в итоге попадает в трудовое рабство, работает на самой тяжёлой работе и не имеет возможности изменить своё будущее! Конечно, это не может не влиять на психику, волю, мышление человека, и можно понять, если он завидует тем, кто имел возможность начать жизнь в совсем иных условиях. Однако бороться с завистью нужно при любых обстоятельствах. Надо стараться искоренять её из нашего мышления и души.

Первым шагом на этом пути должна стать благодарность за всё, что мы имеем. Не страшно, если имеем немного, ведь чем больше человек стяжает, тем сложнее ему смиряться перед Богом. Материальное благополучие, достаток и излишества обременяют. Надо уметь благодарить за немногое и преумножать таланты: «…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29). Не надо смотреть на то, что имеют другие, лучше сосредоточить внимание на собственной жизни. Человек — кузнец своего счастья, он должен создать своё благополучие с помощью Божьей. Завидуя, не преуспеешь, поэтому будем тратить силы и энергию на улучшение своей жизни. Главное — чтобы Бог дал нам Свою помощь, благословил наши труды и преумножил благополучие.

Записала Екатерина Щербакова

Читайте также:

Первая заповедь — фундамент для всех остальных
Вторая заповедь: не обожествляйте творение вместо Творца
Третья заповедь: будьте осторожны, упоминая имя Божие
Четвёртая заповедь: почитают ли христиане субботу?
Пятая заповедь: о почитании родителей, какими бы они ни были
Шестая заповедь: о ценности человеческой жизни
Седьмая заповедь: о сохранении семьи
Восьмая заповедь: об уважении чужой собственности
Девятая заповедь: о лжи и правде

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100