Официальный сайт

Протоиерей Алексий Попов

«Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию» архидиакона Павла Алеппского — книга о нашей истории

Историческая книгаВ нашей читательской рубрике сегодня очень необычная книга, которая наверняка заинтересует любителей истории. Протоиерей Алексий Попов, настоятель Николаевского храма с. Петровка-2, предлагает прочесть труд архидиакона Павла Алеппского о путешествии в Россию антиохийского патриарха Макария. Заметим, что книга есть в свободном доступе в интернете.

Уважаемый православный читатель, сегодня вашему вниманию предлагается поистине эпическое повествование о путешествии Антиохийского патриарха Макария в Россию в середине XVII века. Патриарх Макарий приезжал в Россию дважды, и оба раза — в период царствования Алексея Михайловича Романова. Первый раз — в 1656 году, для сбора пожертвований, так как Антиохийская Церковь находилась в крайне затруднительном финансовом положении по причине налога, который взимался иноверцами за пользование землей. Второй раз — ровно через десять лет, для суда над патриархом Никоном. Во время путешествия Антиохийского патриарха сопровождала большая свита. Одним из сопровождающих был его родной сын архидиакон Павел Алеппский, который по просьбе друга описал трёхлетнее путешествие своего отца.

Это путешествие совпало с большим количеством исторических событий середины XVII века. В Молдавии они стали очевидцами междоусобной войны, в результате которой был свергнут с престола господарь Василий Лупул и погиб его зять Тимофей Хмельницкий — сын гетмана Богдана Хмельницкого. В это время Украина под властью Зиновия Хмеля вела череду непрерывных освободительных войн с Польшей и Турцией. В России путешественники застают эпидемию моровой язвы. Тогда же царь Алексей Михайлович отправляется отвоёвывать у поляков Смоленск и другие русские земли. Патриарх Никон приступает к устроению церковных дел, и в этом ему помогает Антиохийский первосвятитель, участвуя в соборе 1655-56 годов. По дороге домой путешественники становятся свидетелями турецкого вторжения в Валахию и Венгрию, да и на территории Малой Азии их захлестывает волна не менее трагических событий.

Это повествование разделяется на 15 книг, самая значительная часть которых посвящена описанию трёхлетнего пребывания патриарха Макария в России. По пути Антиохийского патриарха встречает крестными ходами и колокольным звоном духовенство и правители разных земель. Особенно интересна для нас встреча с Богданом Хмельницким: «Увидев нашего патриарха издали, он (Богдан Хмельницкий — прим. авт.) сошёл с коня, что сделали и другие, бывшие с ним, подошел к нему поклонился и дважды поцеловал край его одеяния, приложился к кресту и облобызал его правую руку, а наш владыка патриарх поцеловал его в голову».

Интересно описание гетмана, оставленное автором. Вот оно: «Этот Хмель — муж преклонных лет, но ещё бодр; бесхитростный, спокойный, молчаливый, не отстраняющийся от людей, всеми делами занимается лично, умерен в еде, питье и одежде, подражая в образе великому из царей Василию Македонянину… пусть его наружность невзрачна, но с ним Бог, а это — великая вещь. Поистине Бог с тобой, Который поставил тебя, чтобы избавить свой народ от рабства языков… вот он, этот Хмель, коего слава и имя разнеслись по всему миру».

Архидьякон подчёркивает набожность нашего народа и то благоговение, с которым всюду встречали Патриарха. Его удивляет богатство и убранство наших церквей: владыка посетил Киево-Печерскую лавру, после чего оставил очень ценное и единственное описание Великой лаврской церкви до пожара 1718 года. Также большой исторический интерес имеет описание знаменитых мозаик и фресок Софийского собора — замечательного памятника времён Киевской Руси. Кроме того, очень интересны подробности богослужений и церковных обрядов — отмечается длительность и торжественность их совершения. Но, как мы сказали выше, основная часть повествования касается пребывания патриарха Макария в России.

По полноте и разнообразию содержания это один из самых ценных письменных памятников о России середины XVII века, который во многих отношениях превосходит записки тогдашних западноевропейских путешественников. Последние приезжали в Россию в качестве послов своих стран на короткое время и ограничивали свои наблюдения лишь внешней стороной гражданского быта. Как иноверцы, они с пренебрежением относились к нашей вере и Церкви, поэтому богослужение, уставы и обряды казались им странными и бессмысленными. С другой стороны, имело место недоверие Московского двора к иностранцам: к ним всегда приставлялась стража, которая негласно следила за чужестранцами. Но не таково было положение Павла Алеппского.

Будучи человеком церковным, он имел возможность всюду свободно ездить и ходить. Зная греческий язык, мог многое слышать от греческих купцов, мирян и духовенства. Живя в России в течение трех лет, он многое замечал и записывал. В частности, он отмечает глубокую веру простых русских людей, их терпение в выстаивании длительных богослужений, которые доводили до полного изнурения восточных гостей. Никогда русские люди не слышали о себе таких возгласов крайнего недоумения из уст чужеземца: «Какая выносливость! Какая вера! Как мы радовались за них. Какая это благословенная страна, чисто православная!»

Патриарх Макарий приехал за сбором пожертвований к царю Алексею Михайловичу, который отличался набожностью и особым уважением духовенства. Здесь он встречался с патриархом Никоном, который в это время исправлял церковные книги и обряды, имел крайнею нужду в поддержке своих начинаний и поэтому принял Макария с большим почтением и уважением.

По приезде в Москву Антиохийский патриарх принимает участие в Соборе 1655-56 годов: «Собор созван был по тому случаю, что наш владыка Макарий обратил внимание Никона на разные новины и недостатки в церковных обрядах. Ибо русские а) совершают литургию не на антиминсе, как мы, с изображениями и частицею св. мощей, а просто на куске белого холста. б) из просфоры для Агнца, вынимают не девять частиц, а только четыре. в) в Символе веры делают ошибочные изменения. г) прикладываются к иконам только раз или два в году. д) не раздают в церкви антидора. е) ошибочно творят знамение креста, слагая для того персты не так как должно. На этом соборе были рассматриваемые и другие недостатки в русских обрядах и церемониях. Патриарх Московский вообще много слушался советов нашего владыки…»

Таким образом, Антиохийский патриарх сыграл значительную роль в исправлении церковных книг, обрядов и обычаев, чтобы они согласовались с обрядами и обычаями Церкви греческой. По этой причине Никон часто приглашал служить с собой Антиохийского патриарха и просил его: «Когда вы что-либо заметите неправильное в наших обрядах, говорите нам, чтобы мы могли соображаться с вами в правильном совершении их».

За время своего пребывания в России Макарий побывал во многих городах — Коломне, Туле, Москве, Новгороде, Твери; служил в монастырях — Троице-Сергиевом, Юрьевом, Саввином и других. Везде его встречали с почётом.

Павел Алеппский подробно описывает соборы Московского кремля, но особо обращает своё внимание на Успенский собор, его фрески, древние иконы и святыни. Антиохийские гости были свидетелями отливки знаменитого Царь-колокола.

По наблюдениям Павла Алеппского, власть Церкви вторгалась ежечасно в жизнь каждого человека, предписывая ему поститься ежедневно до обеда, не есть скоромного в среду и пятницу, соблюдать все годовые посты и обязательно иметь личные постные дни. На время первой седмицы Великого поста запрещалась всякая торговля и опечатывались все питейные дома — для того, чтобы никто не отвлекался от молений в храмах.

Пример аскетической и подвижнической жизни подавали мирянам пастыри. Во время моровой язвы, когда люди в страхе убегали куда глаза глядят, все священнослужители оставались в храмах и, ничуть не заботясь о себе, утешали людей словом, отпевали и хоронили умерших.

Взгляд Павла Алеппского на русскую жизнь не подвержен однобокости, свойственной многим иностранцам, раз и навсегда определившим свою оценку нравов московитов. Его не заботит то, что он сказал ранее, он пишет по первому впечатлению. Например, честно описывает, как нарушителей трезвости царские ратники хватали на улице, обнажали, несмотря на собачий холод и мороз, и скручивали руки за спиной. После этого гнали по улице, стегали плетью до крови, а потом сажали в тюрьму.

После трёхлетнего пребывания в России патриарх Макарий по его настойчивым просьбам был отпущен на родину. С собой он вёз на шестидесяти подводах многочисленные дары от Алексея Михайловича: деньги, пушнину, иконы, церковную утварь, облачения, а также пожалованную грамоту о регулярном получении милостыни из России. Достигнув Болхова, Макарий был срочно вызван в Москву для участия в новом соборе, который узаконил троеперстное крестное знамение.

Антиохийский патриарх окончательно покинул Москву 29 мая 1659 года. Проехав через Путивль и Киев, он снова встретился с Богданом Хмельницким в Чигирине и в конце лета вступил в Яссы. Вторая его поездка в Россию в 1666-1668 годах была связана с участием в заседаниях Московского Собора 1666-1667 годов. Вместе с другими восточными иерархами патриарх Макарий содействовал устранению канонических нарушений, связанных со статусом патриарха в Русской Церкви, участвовал в выработке принципов взаимоотношений между светской и духовной властью. Он принял участие в избрании нового патриарха Московского Иоасафа II.

Труд «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским», не затерялся и не погиб. Его не раз переписывали от руки. В 30-х годах ХIХ века европейцы смогли прочитать книгу Павла в английском переводе Бельфура, русские же читатели познакомились с ней в переводе с английского в 1876 году. К концу века действительный член Общества истории и древностей российских при Московском университете Г. А. Муркос, православный сириец по происхождению, отыскал в России три списка с оригинала «Путешествия» Павла Алеппского, сравнил их с переводом Бельфура, перевёл на русский язык с арабского и издал книгу в период с 1896 по 1900 годы, снабдив перевод вступительной статьёй и исторически выверенными комментариями. Думаю, её стоит прочесть тема, кто интересуется историей нашей Церкви и Отечества.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100