Священник Димитрий Паламарчук
Зачем повторять одни и те же молитвы?
Почему «Господи, помилуй» читают то три, то двенадцать, то сорок раз? «Воскресение Христово видевше» на Пасху поют тоже три раза, а «Отче наш» — всегда только один? Какой смысл повторять одни и те же молитвы — разве Богу не понятно с первого раза, что мы от Него хотим? Всё объяснил священник Димитрий Паламарчук, настоятель Николаевского храма с. Криворожье.
Универсальная молитва
В нашей Церкви есть традиция повторять некоторые молитвы несколько раз. Наверное, чаще всего верующие повторяют «Господи, помилуй». Есть, например, такая часть литургии, как сугубая ектения — то есть особые прошения, с которыми мы обращаемся к Богу после чтения Евангелия. После каждого прошения трижды поют «Господи, помилуй». По нескольку раз эти слова мы произносим также во время утреннего и вечернего молитвенного правила, а порой число повторов достигает сорока — как во время чтения канона ко Святому Причащению. Почему так, почему именно она? Дело в том, что «Господи, помилуй» — это универсальная молитва, которая выражает практически все наши прошения. Под «помилуй» мы подразумеваем и прощение наших грехов, и просьбу о помощи в духовной борьбе, и прошение быть милостивым к нашим близким, и надежда на обретение Царствия Небесного и избавление от вечных мук.
Почему мы повторяем слова этой молитвы не одно и то же число раз? — потому что молимся о разном и с разной целью.
Единожды произнесли — помолились. Трижды повторили — помолились и попросили более настойчиво. Двенадцать или сорок раз повторяем для большей концентрации внимания на этой молитве.
Сорок раз «Господи, помилуй» в храмах читают в те моменты богослужения, когда совершается что-то важное. В это время нужно сохранять особое молитвенное состояние, сосредоточенность — вот мы и повторяем эту простую, но глубокую по смыслу молитву много раз.
Любопытный момент: раньше в храмах не было хора. Если посмотреть старые богослужебные книги, то окажется, что там упоминаются священник, диакон, чтец — и лик, то есть все люди, которые находятся в храме. Поскольку все эти христиане не могли идеально знать богослужение, а соборно молиться очень важно, им Церковь давала такую возможность — они читали во время службы молитву «Господи, помилуй» много раз. Теперь за нас это делает хор, а мы присоединяемся к молитве мысленно.
Почему три, двенадцать и сорок, а не двадцать восемь, девятнадцать и ещё сколько-нибудь?
Числа три, двенадцать и сорок имеют в нашей Церкви особое, символическое значение. Три — число Святой Троицы и символ полноты. Двенадцать — число колен Израилевых, число апостолов. Сорок — число дней Великого Потопа, столько же лет Моисей водил по пустыне еврейский народ. Сорок дней постился в пустыне Спаситель, на протяжении такого же времени Он пробыл на земле после Воскресения.
Многократное повторение молитв нужно для того, чтобы мы осознали, о чём, собственно, просим. Люди, считающие себя духовно преуспевшими, просят порой каких-то странных даров — дара слёз или прозорливости. Другие же настолько заняты заботами о насущных проблемах, что просят исключительно об их решении. К сожалению, и первые, и вторые забывают о главном — о спасении.
Ещё повторы молитв нужны, чтобы мы собрали рассеявшиеся мысли. Именно по этой причине в жизнь монахов очень глубоко вошла практика творить молитву Иисусову. Она короткая и не даёт мыслям молящегося разбежаться. Так что, если мы не вычитываем молитвы, а действительно стараемся молиться, повторы кратких молитв помогают нашему уму сосредоточиться.
А ещё, повторяя молитвы, православные делятся радостью. Пример этому — многократное повторение «Христос Воскресе из мертвых» и «Воскресение Христово видевше». Мы не можем не ликовать, ведь Христос Воскрес, ад повержен, смерти нет! У нас могут спросить: как же нет, если люди умирают каждый день? Да, это так, но теперь мы знаем, что смерть — это не финал жизни. Мне в связи с этим вспоминается надпись на могиле одной девушки, принадлежавшей к первым христианам: «Она жива».
К слову, если проследить, какой была культура погребения в дохристианскую эпоху и какой она стала после пришествия Христа в мир, можно заметить колоссальную разницу. В древности мёртвых «отселяли», кладбища выносили за границы поселения, создавали «города мёртвых», некрополи. А что мы видим спустя века? В каждом городе есть кладбища. Христиане верят, что смерти, которая отделяла нас от Бога, нет. Каждый понимает: после окончания земной жизни он не отправляется в шеол, а идёт в объятия любящего Бога, Которого он любил всю жизнь. Потому мы так ликуем на пасхальных службах. Мы повторяем радостную весть — и даём возможность расслышать её тем, кто, возможно, ещё не слышал.
Молитва «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» — это тоже проявление нашей радости и благодарности. Само слово «аллилуйя» означает «слава Тебе, Боже». Здесь выходит очень интересно: мы молимся заимствованным словом, и тут же поясняем его — произносим перевод. Почему так? Потому что не все христиане знали и знают иностранные языки, а молиться надо вместе.
Почему мы не читаем несколько раз подряд главную молитву — «Отче наш»?
Молитву «Отче наш» мы читаем много раз во время литургии и в течение дня — без неё не обходится ни одна служба, ни одно правило, ни один акафист или канон. Мы можем читать её перед едой, перед сном, перед началом каждого дела — она универсальна.
Получается, что много раз мы повторяем короткие молитвы, которые не позволяют разуму рассеяться, по три раза — молитвы, в смысл которых надо вникнуть. А достаточно длинную, но очень важную «Отче наш» мы повторяем всё время, поэтому трижды и более раз молиться ей нет нужды. Наоборот: все маленькие молитвы, которые ей предшествуют и повторяются, способствуют тому, чтобы мы собрали внимание и прочли её максимально сосредоточенно.
В Церкви всё очень мудро устроено. Стоит поинтересоваться, разобраться — и ваша церковная жизнь наполнится смыслом и радостью.
Беседовала Екатерина Щербакова