Официальный сайт

Протоиерей Владимир Шутов

Как смириться с тем, что не можешь изменить?

БезысходностьБезысходные ситуации бывают у всех. Возможно ли не скорбеть и не отчаиваться, сталкиваясь с ними? Как изменить своё отношение к ним? Поговорили об этом с протоиереем Владимиром Шутовым, настоятелем храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

 

Все ответы дал Христос

Вопрос, который мы сегодня рассматриваем, одновременно и очень актуальный, потому что стоит перед нами, современными христианами, — и очень древний, потому что им озадачивались все поколения живущих на земле людей. Он восходит к выбору образа жизни. Найти универсальный ответ на него невозможно, поскольку каждый человек уникален — и так же уникален его жизненный путь. Потому и возникла необходимость пришествия в мир Сына Божия, Который ответил на все человеческие вопросы. К слову, именно по этой причине развитие христианства привело к упадку многих философских учений.

Как смириться с тем, что не можешь изменить? Ответ на этот вопрос возможен в философском и религиозном ключе, и если в первом случае он будет зависеть от выбранного нами учения, то во втором всё решается с точки зрения веры. Как относиться к скорбям и страданиям, к безысходным ситуациям? Если мы верим, что всё дано Богом, то просить Его научить нас принимать, что мы не можем изменить, дать мужество изменить то, что можем, и мудрость, чтобы отличать одно от другого.

 

Почему мы страдаем, если не можем что-то изменить?

Почему мы страдаем? Можно выделить несколько аспектов. Первый — неприятие скорбей как таковых. Западная культура говорит о личном гедонистическом счастье, причём этот гедонизм становится всё более воинствующим: неприятие скорбей, лишений, боли идёт даже на уровне мыслей. Человеку ничего нельзя сказать, потому что даже упоминание бед и проблем может вывести его из себя. Это свидетельствует о большой психологической травме человека в частности, а в целом — о безверии цивилизации, которая базируется на таком отношении к жизни.

Вторая причина страданий зачастую кроется в непонимании смысла скорбей. Почему увольняют с работы, случаются болезни, умирают молодые? Почему я внешне отличаюсь от других, почему не успешен, почему у меня столько проблем? Человека тревожат такие мысли, и тревожат тем сильнее, чем меньше он может повлиять на беспокоящие его обстоятельства.

 

Что делать?

Читать Священное Писание

Если мы говорим о верующих людях, то изменить ситуацию можно с помощью разных действий. Прежде всего, нужно читать Священное Писание. В нём милостивый Господь дал нам всё необходимое для спасения и полноценной жизни. Апостол Павел учит, что любящим Бога всё содействует ко благу. Вдумайтесь: всё!

В нашем понимании потеря — это плохо, приобретение — хорошо. А если рассматривать всё через критерий любви к Богу, то и первое, и второе хорошо, ведь «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17). Если вдруг посещает нас, например, болезнь — почему мы ей противимся? От недостатка любви. Нет любви к Богу — значит, нет доверия Его Промыслу. Не случайно апостол Павел в своих посланиях пишет: «Кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:3). Именно этим религия отличается от философии: первая — это знания, данные нам свыше, а вторая — точка зрения одного или нескольких человек на тот или иной вопрос.

Менять отношение к жизни

Христиане выбирают правду Божию, о которой апостол говорит: «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:21-22). Если человек ставит свою правду выше правды Божией, он не может быть счастлив.

Тому, кто сталкивается с невозможностью что-то изменить, надо понять: происходящее — это часть его жизни, и эту часть не выкинешь. Невозможно прожить без боли, лишений, проблем. Человек приходит в мир через страдания его матери. Ей больно, но без этого не будет новой жизни. Потом человек развивается, по мере жизни испытывая то счастье приобретения, то боль потери — и это нормально. Чем раньше он это поймёт, тем лучше и легче ему будет жить на земле.

Сам Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Если Он, посылая нас в мир, предупреждает, что впереди нас ждут скорби и мы можем победить их только Его победой, то это значит одно: бесскорбной жизни нет нигде и ни у кого. Нет таких страны, общественного уклада, политической системы, экономического положения, где не было бы скорбей. Но, как учил святой Амвросий Оптинский, везде потребно смирение, терпение и неосуждение других.

Чтобы преодолеть скорбь от того, что не можешь что-то изменить, надо иметь терпение, «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:4). Чтобы принять то, что мы не понимаем, нужно смириться. Понять, что мы — не главные на этой земле и не Солнце, вокруг которого она вращается. Мы такие же, как и миллионы других людей, живущих здесь, но наша цель — достижение общения с Богом, обожение и жизнь будущего века. Только проходя через смирение — перед определёнными обстоятельствами в том числе — мы достигаем нужного результата.

Непременно молиться

Следующее важное средство — молитва. Святые тоже терпели скорби, но при этом обращались к Богу за утешением и помощью. Например, святой великомученик Евстафий Плакида стал христианином — и потерял всю свою семью, но он жил с этим и выжил. У него всё наладилось, а после снова началась полоса испытаний, когда он ничего не мог изменить. Почему так?

Дело в том, что наш путь не предопределён, он зависит от нашего выбора. У Бога нет такого: «Пришло время, вы должны пострадать». Более того: есть страдания, которые не идут человеку на пользу. Только страдания во имя Христа, ради вечности, ради жизни будущего века приобретают смысл, дают человеку силы. Важны те испытания, в которых он сознательно делает свой выбор в пользу Бога. Тогда его скорби становятся дорогой в вечность, «где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная».

Обращаться к опыту святых

Мне нравится молитва святого Димитрия Ростовского, в которой есть такие слова: «Если хочешь меня видеть во свете: будь благословен. Если меня хочешь видеть во тьме: снова будь благословен. Если откроешь мне двери Твоего милосердия: хорошо и добро мне, если закроешь мне двери Твоего милосердия: благословен Тот, который закрыл мне двери в правду». Как дойти до такой степени духовного совершенства? — нужно учиться доверять Творцу, как доверял Ему святитель Димитрий. Надо осознать: Бог никогда не хочет сделать что-то нам во вред. Всё, что происходит, нужно воспринимать с этой точки зрения. Это трудно, очень трудно, но возможно. Пусть наши святые будут нам в этом помощниками.

Пройдя путь знакомства со Священным Писанием, путь молитвы, путь изменения своего взгляда на жизнь, мы начнём понимать, что не всё так тяжело, как казалось, и что терпение помогает во многом. Согласимся, что всё подчиняется определённым законам. Поймём, что идея о человеческом всемогуществе — тупиковый путь.

Ограничивать приток негативной информации

Порой чтобы принять то, что не можешь изменить, нужно научиться правильно относиться к жизни в целом. Современный человек живёт в постоянном стрессе: бензин подорожал, доллар подорожал, зарплата маленькая, коммунальные платежи высокие — несите валидол! Как выжить среди всего этого негатива? — просить Бога научить нас правильно принимать всё, что мы видим и слышим, чтобы эта информация не оказалась губительной для нашей души. Если человеку трудно принимать её, ему может помочь изучение Священного Писания и молитва. Ещё можно почитать духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого «От Меня это было», оно очень утешительно. Но если вы смотрите новостные каналы, где из десяти новостей все отвратительные, может, лучше их совсем не смотреть?

Сейчас на человека выливается такой поток негатива, что справиться с ним нет никакой возможности. Неудивительно, что в такой ситуации у него возникает ощущение, что он вообще ничего не может изменить — ни в собственной жизни, ни в окружающем его мире. Чтобы избежать опустошённости, надо заниматься профилактикой: во-первых, осознавать, что скорби и ситуации, в которых мы беспомощны, есть и будут, но они — лишь часть нашей жизни. Во-вторых, ограничить количество тяжёлых новостей и другой негативной информации. В-третьих, сосредоточиться на проблемах своих и тех людей, которые входят в наш ближайший круг общения. Решать их, опираясь на опыт Священного Писания и Священного Предания, которые учат, что в мире все скорбны будем, но скорби можно преодолеть, «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22).

Не замыкаться в себе, думать и не унывать

Если человек скорбит из-за того, что не может изменить что-то в своей жизни, хорошо, если он будет об этом разговаривать с другими людьми. Это помогает преодолевать тяжёлые периоды жизни. Если совсем не с кем поговорить — можно обратиться к вашему духовнику, потому что душевные скорби человека — это сфера его ответственности. Главное — не впадать в осуждение, не винить других в своих бедах.

Апостол учит: «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3:16). Значит, если попытаться избавиться от излишней зависти и злобы, будет меньше скорбей. Будем более коммуникабельными и добрыми — ещё больших проблем избежим. Мы не можем изменить обстоятельства, но, как известно, можем изменить своё отношение к ним, правильно их применить к своей жизни. Если будем строить это отношение на правде Божией — жить со смирением, любовью, милосердием, то изменения придут непременно. Главное — следить за собой, а не за другими.

Один американский психолог писал, что большинство людей страдает от проблем, которые ещё не произошли. Это очень верное наблюдение. Если в жизни слишком много того, чего вы не можете изменить — надо разобраться, действительно ли все эти проблемы реальны, или они существуют только в вашей голове.

Главное — не унывать. Уныние перерастает в ропот и портит жизнь окончательно. Не надо замыкаться в себе, не надо считать, что проблемы есть только у вас, только вы несчастны. Надо всё время идти вперёд, стараться не останавливаться, не погрязать в бедах. Смотреть, нельзя ли их решить каким-то другим путём, если не выходит так, как вы делали обычно. Возможно, нужно попросить помощи. Главное — действовать и подкреплять себя добрыми примерами тех, кто справился с такого рода бедами. История знает бесчисленное количество таких случаев. Люди выживали в концлагерях, в нечеловеческих условиях, после чего находили своё место в обществе, налаживали свою жизнь. Не надо пренебрегать их уникальным опытом.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100