Официальный сайт

Священник Димитрий Паламарчук

«Дневники» протопресвитера Александра Шмемана: искренне и живо о жизни Церкви и человеке в ней

Дневники ШмеманаПротопресвитер Александр Шмеман — личность яркая и хорошо известная современным христианам. Его «Дневники» — книга необычная, поражающая широким спектром тем и вопросов, в ней рассмотренных и осмысленных. Священник Димитрий Паламарчук, настоятель Николаевского храма с. Криворожье, говорит, что читать её как роман не получится, потому что слишком многое приходится обдумывать, но приобрести для домашней библиотеки следует непременно.

Эта книга будет полезна и уже воцерковлённому православному человеку, и тому, кто только делает первые шаги на пути к Богу. «Дневники» охватывают временной период длиной в десять лет — с января 1973 по июнь 1983 года.

Отец Александр Шмеман делал записи не каждый день, но всё же писал очень часто. Одни записи короткие, всего в несколько строк, другие представляют собой длинные письменные размышления над темами, которые волновали его долгое время.

Мы живём в век, когда многие предрекают скорый закат православия, конец времён, рукоположение женщин и многие другие «ужасы». Но в 1970-х годах были такие же проблемы и тревоги — о чём мы читаем в «Дневниках». Выходит, что, как ни предрекали наши предшественники несчастья и кризисы, Церковь всё же живёт, и живёт насыщенно. Читая о переживаниях христиан прошлого, понимаешь, что всё не так плохо, как порой кажется.

Чем ценны дневники отца Александра? Перед читателем открываются десять лет жизни удивительного человека. Он очень живо, ярко и искренне пишет о своей вере и переживаниях. Размышляет об исповеди, причастии, проблемах Церкви, молодёжи, личностном становлении, духовности и псевдодуховности — и многом, многом другом. Он часто путешествует и делится своими впечатлениями об увиденном. Например, меня впечатлило, как Шмеман повествует об общности американских приходов, о единстве людей, увлечённых общим делом. Очень интересно, что он выступал со своими лекциями перед разной аудиторией — например, рассказывал о Богородице протестантам. Отец Александр с радостью шёл общаться с представителями разных христианских деноминаций, если те хотели его слушать.

Книга очень интересная, но не скажу, что она читается легко — потому что это дневник, а значит — мысли и переживания человека, которые невозможно читать много и бегло, как роман. Отец Александр осмысляет сложные вопросы, которые не каждый христианин ставит перед собой. Он заставляет думать.

Отдельное удовольствие — читать воспоминания отца Александра об известных людях, с большим числом которых ему довелось общаться — от генерала Владимира Римского-Корсакова до писателя Александра Солженицына. Он размышляет о Пушкине, Ницше, Чехове, Сартре и многих других. Отец Александр жил в интересное время, в круг его общения входили люди, которых сегодня заслуженно считают классиками литературы и искусства.

Это однозначно заслуживающая внимания книга — особенно для человека, который интересуется жизнью Церкви не только в своём районе, но и в других странах. Мне хотелось бы привести несколько цитат, которые дадут возможность получить представление о «Дневниках».

«Сегодня родительская суббота, Литургия. Для меня всё более осмысленным, всё более радостным становится поминовение усопших за проскомидией. Чувство реального единства с ними, а по мере того, как я поминаю их, — детство, корпус, гимназия, Богословский институт, Париж, Америка — словно „собирается“ и моя жизнь, оживает её „реальность“».

«Сегодня на утрене опять то же „чудо“. Мысль где-то далеко, в какой-то суете, подозрительности, расчётах, в чём-то, во всяком случае, — низком. И вдруг сквозь этот липкий туман, как бы пронизывая его, доходит одна евангельская фраза, несколько слов Христа — и в них прямой, буквальный ответ, призыв, разрешение всех вопросов. Удивительно. Бог никогда не оставляет Церкви, но, так сказать, и не „поощряет“ её. Сила Бога в Церкви совершается только в немощи. Поэтому все внешние успехи вредны для неё. Ибо всякий такой „успех“ — пища для гордыни и, в пределе, для умирания души».

«Современная молодежь, прежде всего, несчастна. Несчастна потому, что живет в мире, в котором один критерий — успех. Отсюда тоже невероятный разлив всяческого самозванства, учительства… „лидерства“. В Церкви это приводит ко все разрастающемуся „младостарчеству“. Я не хочу сказать, что моё поколение было свободным от самопревозношения, хвастовства, присущей молодости хлестаковщины. Мы все, вне всякого сомнения, любили „покрасоваться“. Но это не затрагивало глубины жизни. Наедине с собою мы очень хорошо знали, что это хлестаковщина. И потому это не было, как теперь, какой-то душевной болезнью, какой-то мрачной тяжестью страха».

«„Идея“ Церкви, сакраментальный принцип её жизни в том, что, с одной стороны, она как раз уводит нас от „дел“ (отложим попечение), даёт нам приобщиться „новой жизни“, вечности, Царству, с другой же — требует от нас, чтобы этот опыт новой жизни мы вводили в мир. Чтобы „мир сей“ мы очищали, просвещали „неотмирностью“ опыта Церкви. А выходит наоборот: на деле мы „деловитость“, в конечном итоге — суету мира сего вводим в Церковь, ей подчиняем, ею отравляем жизнь Церкви. И получается порочный круг, и таинство „повисает в воздухе“. Получается не воцерковление жизни, а обмирщение Церкви».

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100