Официальный сайт

Протоиерей Владимир Шутов

Как быть, если видишь, что священник грешит?

Чужие грехиВы увидели, что священник нарушает устав Церкви или грешит. Как поступить в такой ситуации? К кому обращаться? Допустимо ли христианину писать жалобы — или это недостойно? Как и кто рассматривает жалобы на священника? Помимо священноначалия кто может повлиять на согрешающего батюшку? На наши вопросы ответил протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

 

Первый шаг — молитва

Первое, что хочется ответить на вопрос, который мы сегодня обсуждаем, касается не только священников, но всех людей: если видишь человека согрешающего, нужно о нём искренне молиться — будь то мирянин или священнослужитель, взрослый или ребёнок, родственник или незнакомец. Мы, христиане, призваны непрестанно молиться, это наша святая обязанность. Об этом говорится в Ветхом Завете: «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу» (1 Царств. 2:25), — об этом говорят и апостолы: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1 Ин. 5:16). Нам порой может казаться, что молитва не имеет действенной силы, особенно если хочется решить какой-то вопрос сию минуту, но это не так.

Нередко, когда сталкиваешься с тем, что какой-то человек ведёт себя неправильно или греховно, появляется желание сделать ему замечание, как-то повлиять. В таких ситуациях главное — помнить призыв апостола: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Когда подходите к человеку и хотите что-то ему сказать, посмотрите вглубь своего сердца: чем вы руководствуетесь? Если любовью, то она должна переполнять всё ваше естество в этот момент. Эта любовь должна быть сострадательной, объединяющей. Если же вы не имеете такой любви, то лучше промолчать и обратиться ко Господу или святым угодникам, чтобы они вразумили этого человека. Почему так? Потому что все мы грешные, и сегодня грешит кто-то другой, а завтра на месте этого человека будем мы. Более того: в каждом из нас присутствует грех гордыни, который мы зачастую даже не замечаем, поэтому часто мы можем делать замечания не для исправления человека, а из осуждения, зависти, желания показать себя. За этим надо очень внимательно следить.

 

Судить имеет право лишь Христос

Святитель Иоанн Златоуст, говоря о том, как вести себя со священником, который, на ваш взгляд, грешит, рекомендует разобраться: действительно ли вы правы? Этот вопрос нужно изучать и исследовать. Но даже если вы не ошибаетесь, нельзя брать на себя права Христа. Только Он судит, а мы — такие же рабы Его, как и тот человек, которого мы осуждаем. Священник же — пастырь овец Христовых. Преподобный Макарий Оптинский писал об осуждении священников: «Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника — значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь!» Так что к этому вопросу нужно крайне осторожно подходить.

Нужно обязательно разобраться, действительно ли грешит священник, или он неправ как человек. Если он говорит или делает что-то, что противоречит учению Церкви или уставу — это одно, если же он совершает ошибки в управлении приходом или где-то в обществе повёл себя не так, как нам хотелось бы — это другое. В любом случае вы всегда можете обратиться к священноначалию — благочинному или епископу, но до того я бы рекомендовал поговорить с батюшкой и выяснить, почему он поступил так или иначе. Надо выйти на открытый диалог. Вы можете просто не знать, почему случилось то, что случилось, и только в диалоге такие недоразумения решаются. Нужно разбираться и ни в коем случае не впадать в осуждение.

Одна из тяжёлых сторон священнической деятельности — говорить о том, что сам не делаешь, чего не можешь, к чему не готов. Никуда не деться, священник — такой же человек, как и все остальные, разве что ему дана благодать совершать таинства. Он тоже может ошибаться, падать, заблуждаться — так же, как и все.

Мне кажется, очень полезным в нашем общении друг с другом может быть совет, который даёт преподобный Исаак Сирин: «Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его. …Хвали его даже за то, чего он не имеет. …А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее и что-нибудь досточестное. Ибо сим и подобным этому привлечешь его к добру, заставишь его чувствовать стыд от того приветствия, каким приветствовал ты его, и посеешь в нем семена добродетели. …Никого не раздражай и никого не ненавидь, ни за веру, ни за худые дела его, но берегись кого-либо и в чем-либо укорять или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на небесах. Если же хочешь обратить кого к истине, то скорби о нем и со слезами и с любовью скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды». То есть общаться друг с другом нужно с бережностью, обращая внимание не на чужие недостатки, а на хорошее, что есть в ближнем.

 

Можно ли жаловаться на священника?

Бывают случаи, когда имеет смысл сообщить о явных нарушениях благочинному или правящему архиерею, но я сразу хотел бы охладить пыл некоторых любителей жалоб. В соответствии со священными канонами, жалоба на священника принимается при двух-трёх свидетелях, которые видели неоднократно совершаемый им грех. Второй важный момент — это принцип рассмотрения лица. То есть священноначалие будет разбираться, кто, собственно, жалуется. Если это человек с большим опытом духовной жизни, знанием внутренней жизни прихода — это одно, а если случайно забредший в храм неофит, который три раза в год этого священника видит — совсем другое. Из своего опыта могу сказать, что на любом приходе есть люди, которые за священника и всегда поддерживают его, есть оппозиция, которая всегда против, и есть те, кому всё равно, что происходит. Оппозиция всегда видит недостатки и ошибки. Однако священник не может соответствовать желаниям абсолютно всех прихожан, потому что все люди разные и требования у них различные. При рассмотрении жалобы на священника это обязательно учитывается.

Если батюшка действительно по каким-то причинам уклоняется от службы, вносит какие-то изменения в богослужение, делает сомнительные высказывания — скорее всего, можно пожаловаться, но для того, чтобы обвинять в перечисленном, надо хорошо знать каноны Церкви. Я не раз встречался с такими обвинителями, которые приходят в храм, понюхают воздух и говорят: «Здесь нет благодати!» — но можно ли к таким всерьёз прислушиваться? Для того, чтобы служить в храме, нужны благодать и знания. Но даже если их у пастыря нет, всё равно нужно руководствоваться любовью, ведь именно она, а не справедливость — движущая сила Церкви.

 

Что предпринимать?

Как же поступать? Давайте разберёмся на примере. Священник по каким-то причинам не приехал на богослужение, потом это повторилось ещё и ещё раз. Это серьёзное нарушение канонов Церкви, потому что три воскресенья подряд не совершалась литургия и верующие не могли причаститься. Поэтому уже после первого случая приходской актив должен выяснить, что случилось. Мало ли — может, батюшка заболел, или без сознания лежит, или его в подвале держат, денег требуют. Нужно проявить христианское рвение и выяснить причины его отсутствия. Жаловаться все умеют, а вот потратить время, отложить свои дела, позаботиться, разобраться — увы, далеко не каждый способен.

Если проблема в священнике, тогда актив храма должен обратиться к благочинному. У нас благочинные всегда на виду, они ездят на приходы, у них есть приёмные дни, найти их не проблема. И снова подчеркну, что надо не жаловаться, а разбираться. Почему так случилось, что привело к такой ситуации? Как человек, который горел, учился, пришёл на приход с жаждой служить стал тем, кто нарушает устав?

Почему нужна такая деликатность? Потому что легко поменять священника, но будет ли это правильным? И найдётся ли ему достойная замена? Увы, так бывает не всегда.

После того, как вы уведомили о нарушении благочинного, церковное начальство берёт на себя ответственность и принимает решение в отношении священника. Я снова и снова призываю быть очень деликатными в таких ситуациях. К сожалению, в большинстве случаев люди, которые раздувают такие конфликты — это те, кто разрушает приход.

 

Не снимать с себя ответственность

Чаще всего все проблемы возникают от непонимания и незнания. Простой пример: цены на свечи. Мало какой человек понимает, что цены в храме зависят от его вклада в этот храм. Всё зависит от нашего отношения к нашему же храму! Для кого-то цены на свечи слишком высокие, а другой осознаёт, что приобретение свечи — это деньги, которые пойдут на освещение, отопление, богослужебные сосуды, утварь, облачения, охрану, сигнализацию и многое другое.

Даже если священник неразумно тратит деньги или приобретает что-то, что смущает некоторых прихожан — надо разбираться, почему так получилось. Возможно, приходской актив не утверждает бюджет, не вносит инициатив, не требует соблюдения устава прихода, не настаивает на проведении приходских собраний. Нужно активно участвовать в жизни храма, обсуждать проблемы, предлагать пути развития прихода. Возможно, в такой ситуации и священнику не захочется злоупотреблять своим положением.

Самое главное — решать все вопросы с любовью и мирно. Это не значит, что нужно молчать или что нельзя отстаивать свою точку зрения. Можно и нужно! Но надо помнить, что все мы братья и сёстры во Христе и прежде всего должны хранить мир и любовь между собой.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100