Официальный сайт

Программа «Христианская этика в украинской культуре». 3-й класс «Дорога Добродетелей»

 

34 часа (1 час в неделю, всего 30 часов — основное и 4 часа — резервное время)

Тема 1. Мир создан для добра (8 ч.)

Содержание учебного материала

Урок 1. Мир создан для добра.

Добро вечное. Зло временное. Настанет время, когда не будет зла, а во всем — в людях и в окружающем мире — будут царить мир и согласие.

Урок 2. Золотое правило жизни.

«Делай другим так, как бы ты хотел, чтобы делали тебе». Осознание себя в мире. Святые последователи Христа.

Урок 3. Моя семья.

Признательность нашим родным — тем, кто дарит нам добро, учит нас создавать добро.

Урок 4. Чему учиться нам у родителей?

Отцовские сила, ум и теплая улыбка; мамины нежность, мудрость и кроткий взгляд. Родительская забота. Божья Заповедь оказания почитания родителям.

Урок 5. Моя первая учительница — мама.

Чему учатся у мамы сын, дочурка? Мама — мой ангел-хранитель. Сила маминой молитвы.

Урок 6. Сокровища нашего имени.

Из давних времен по христианской традиции имена избираются не только за красотой звучания, а и в честь святых, которые носили эти имена.

Урок 7. Как стать похожим на своего покровителя.

Таким образом, святые становятся нашими небесными покровителями. Что мы знаем о них? Какими добродетелями прославились святые в своей жизни? Как мы почитаем их память?

Урок 8. Как нам помогает вера, надежда, любовь.

Вера дает нам понять, для чего мы живем в этом мире, надежда помогает преодолеть жизненные трудности, любовь согревает сердца, исполняет жизнь радостью.

Государственные требования относительно уровня общеобразовательной подготовки ученика

Ученик получает представление о:

— Божием замысле относительно существования мира и роли человека в этом мире;

сравнивает:

— свои собственные поступки с примерами моральных поступков из Библейских сюжетов и литературных произведений;

понимает:

— важность работы над собой в формировании добродетелей, необходимость прикладывания усилий в духовной работе;

— значение добродетелей в жизни человека, ее отношение к Богу, ближнему, к самому себе, влияние на душу человека добрых и злых поступков;

— польза от творения добрых дел, связанных со служением ближнему и преодоление своих плохих привычек;

— необходимость признательности родным — тем, кто дарит добро и учит создавать добро;

— важность почитания матери;

объясняет:

— определенные признаки доброго и плохого;

— какое поведение есть добродетельным в отношении к Богу и ближнего;

— христианскую традицию хранения и почитание крепкой семьи;

умеет:

— слушать и анализировать (на определенном уровне) фрагменты литературных произведений, узнавать изображение святых на иконах, создавать несложные композиции в изобразительной деятельности.

Тема 2. Уроки добропорядочности (22 ч.)

Содержание учебного материала

Урок 9. Чему учили детей в древности.

Богатый опыт наших мудрых и набожных предков-христиан помогает нам научить добру свою душу. Как можем почитать своих предков? Какие из советов мудрых предков мы можем использовать и выполнять в своей жизни?

Урок 10. Как стать лучше.

Хочу ли я стать лучше? Что я для этого делаю? Что по этому поводу говорит Евангелие?

Урок 11. Честность и вранье.

Честность как уважение к ближнему, выполнение обещания, мужество сознаться в своей виновности.

Урок 12. Любовь к работе.

Трудолюбие необходимо воспитывать, одолевая нежелание, отсутствие заинтересованности или вознаграждения, неумение и связаны с ними возможные трудности.

Урок 13 Работа — победа над леностью

Настоящая работа не бывает легкой. Она всегда одолевает леность и усталость. Лень — это нежелание трудиться. Преодоление лени, обучение выполнять любую работу, это утверждение себя в жизни.

Урок 14. Послушание и старательность.

Послушание как уважение к старшим, которые имеют больший жизненный опыт. Что бы произошло, если бы каждый начал делать только то, что ему захочется?

Урок 15. Рождество Христово как проявление Божьего милосердия и терпения.

Христос принес в этот мир пример милосердия и терпения. Можем ли мы подражать этому примеру? Что означает выражение «В сердце родился Бог»?

Урок 16. Терпение и нетерпеливость.

Что означает «работать над собой»? Умение поставить перед собой цель (согласно возрасту) и сделать все необходимое, чтобы ее достичь. Нетерпеливость наносит ущерб.

Урок 17. Вежливость и неучтивость.

Вежливость дает возможность людям лучше понимать друг друга, сотрудничать, предотвращает недоразумения.

Урок 18. Забота и равнодушие.

Человек, равнодушный к другим, становится одинокой. С ним не желают играться, общаться, иметь дела, дружить, так как он думает только о себе.

Урок 19. Бережливость и небрежность.

Когда Бог создал людей, Он завещал им проявлять заботу об этом мире. О бережливом отношении к природе, вещей (книжек, одежды, игрушек), пищи, здоровье. Небрежность приводит к беспорядку, через который человек расточает время, иногда здоровья, могут даже нарушиться взаимоотношения с людьми. Необходимо также заботиться о своей душе, чтобы в ней не прорастал сорняк зла.

Урок 20. Благоразумие и нерассудительность.

Благоразумие — источник добропорядочности. Человек не должен лениться рассуждать над своими поступками, анализировать их, чтобы избирать лучше и не допускать зла к уму и сердцу.

Урок 21. Божий дар знаний.

Знания помогают человеку избрать правильный путь в своих делах и поступках. В мире есть немало интересных вещей, знание о которых обогащает человека, помогает ему стать умнее.

Урок 22. Признательность — приумножение добра.

Признательность ценит работу других, доброе отношение, любое доброе дело, поддержку и совет. Признательный человек вызывает уважение, желание общаться с ним, помогать. Человек не должен забывать о признательности Богу за Его доброту и любовь, а также родителям, учителям, друзьям.

Урок 23. «лучше давать, чем брать».

Доброму человеку присущая щедрость, как добродетель, которая выходит из любящего сердца. Щедрость выражается в умении поделиться с ближним, раздаче милостыни, гостеприимности, умении радоваться добру другого, отсутствия зависти.

Урок 24. Милосердие в нашей жизни.

Милосердный человек спешит на помощь тем, кто попал в беду, проявляет чуткость к другим, прощает вину и обиды, жалеет всех. Жестокость проявляется в равнодушии к чужому горю, а иногда и радости, насмешке. Сердце каждого человека видит Бог, и Он может исцелить его от зла.

Урок 25. Чуткость и нечуткость.

Чуткий человек ощущает боль и радость других людей. Проникается их трудностями, всегда приходит на помощь.

Чуткий человек — милосерден, доброжелателен, благотворительный. О нём говорят: «Человек с Богом в сердце».

Урок 26. Сила тела и сила духа.

В жизненных испытаниях побеждает не тот, кто имеет крепкое тело, а тот, кто имеет силу духа. Более сильным становится тот, кто учится руководить собой.

Урок 27. Храбрость и трусливость.

Храбрость — это добродетель, которая выражается в умении защищать правду, добро: заступаться за более слабого, взять на себя ответственность в важном деле (например, в командной игре), сознаться честно в вине. Храбрости присуще мужество.

Урок 28. Защитники Родины.

Примеры героических поступков из любви к Родине. Героизму присуща жертвенность.

Урок 29. Скромность и хвастливость.

Христианин понимает, что таланты и добродетели дарятся Богом или достигаются не только человеческими стараниями, а и Божьей помощью. Поэтому человек не должен выхваляться своими способностями и талантами. Хвастливый человек не замечает своих недостатков, не уважает и талантов других.

Урок 30. Жить по-христиански

Что означает жить по-христиански? Создавать добро и побеждать зло. Это непросто, но Бог дарит ощущение радости после любого доброго дела. Дорога добродетелей ведет в мир Вечного Добра.

Государственные требования относительно уровня общеобразовательной подготовки ученика

Ученик имеет представление:

— о добродетелях и противоположных им недостатках, таких как честность и враньё, трудолюбие и леность, послушание и ослушание, терпение и нетерпеливость, вежливость и неучтивость, признательность и неблагодарность, забота и равнодушие, бережливость и небрежность, благоразумие и нерассудительность, щедрость и жадность, милосердие и жестокость, храбрость и трусливость, скромность и хвастливость;

определяет:

— направление своих поступков на основе знаний о тех или других положительных или отрицательных черт человеческого характера;

— свое отношение к другим на началах христианских добродетелей — сочувствие, жертвенность, признательность;

называет:

— примеры добропорядочности из Библейских, исторических и сказочных сюжетов, добродетели, которых ему необходимо приобрести;

сравнивает:

— свое умение творить добрые дела с примерами, которые приводятся на уроках при слушании Библейских сюжетов и литературных произведений;

понимает:

— потребность подражать лучшим образцам христианских добродетелей в повседневной жизни;

— важность собственного участия в творении добрых дел, необходимость помогать людям в разных жизненных ситуациях;

объясняет:

— важность добропорядочности и потребности помогать людям в разных жизненных ситуациях;

использует:

— знание о гостеприимности, заботе о ближних, о милосердии и щедрости во время праздников и в повседневной жизни христиан;

высказывает:

— собственные мысли по поводу поступков персонажей библейских сюжетов, героев литературных произведений, отношение к собственным поступкам;

— личное отношение и отношение своих близких к христианским ценностям в жизни своей семьи;

— собственные мысли о значении добропорядочности в жизни семьи, школы, города, родного края;

характеризует:

— признаки христианских праздников, содержание отдельных действий и поведение людей во время проведения этих праздников;

ориентируется:

в этических понятиях «совесть», «добродетели», «милосердие», «человечность», «добропорядочность», «признательность», «ответственность»;

умеет:

— использовать свои знания в общении с друзьями, школьными товарищами, родителями, учителями и другими людьми;

— отображать в рисунках и в творческих роботах свое отношение к миру добра и зла;

— исполнять народные песни, связанные с христианскими традициями, готовиться к проведению праздников, готовить простые праздничные кушанья, вырабатывать праздничные украшения и подарки;

— изображать на рисунках некоторые символы христианских праздников, передавать в цвете расположение духа своей души, атмосферы праздника.

придерживается правил:

— духовной безопасности в выборе между миром добра и зла.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100