Официальный сайт

27 декабря 2021 г.

Священник обсудил со старшеклассниками вопросы буллинга

Священник в школе27 декабря настоятель Пантелеимоновского храма при второй городской больнице Горловки, магистр психологии Донбасского государственного педагогического университета протоиерей Михаил Фоменко по приглашению классного руководителя 11 класса Валентины Никитичны Кораблёвой провёл классный час в общеобразовательной школе № 73 города Горловка. Встреча с учащимися прошла в рамках профилактики буллинга в образовательных учреждениях.

Священник уделил основное внимание теме агрессии среди подростков. Он предложил учащимся задуматься, нет ли агрессивности у каждого из них, и как с этим бороться. Как зарождается агрессия и как её распознать, каким образом можно направить её в конструктивное русло.

«Буллинг, или, по-простому, „травля“, возникает из-за стремления человека доминировать над остальными, подчинять себе других, — отмечает отец Михаил. — Вторая причина — демонстративность, желание показаться „на высоте“ на фоне униженного другого. Буллинг — лишь „рычаг“ для осуществления этих стремлений.

Корни этого явления кроются во врождённой агрессивности или в социальных предпосылках — воспитании, окружении. Из всех живых существ на земле только человек проявляет свою агрессивность не с благими целями сохранения вида или для защиты, а ради удовольствия.

В каждом детском коллективе происходит расслоение. Кто-то дружит с одним, а с другим — нет. Появляются „звезда класса“ и „униженные“. Задача педагога-психолога — выявить доминантных личностей и обиженных ими для того, чтобы вести работу в двух направлениях: снизить агрессивность у „звезды“ и повысить самооценку „униженного“. Каждый участник детского коллектива должен осознать, для чего он совершает свои поступки, какой его внутренний мотив».

Встреча продлилась почти два урока. Подростки активно участвовали в обсуждении темы, поднимали волнующие их вопросы.

Аналогичная встреча прошла 22 декабря в муниципальном общеобразовательном учреждении города Горловки «Лицей № 88 „Мечта“» по приглашению администрации и классного руководителя 9-Б класса Ирины Павловны Сошиной. Беседы стали первыми в цикле встреч, посвящённых буллингу, в этих образовательных учреждениях. В январе классные часы со священником продолжатся. Подобная встреча также планируется в общеобразовательной школе № 85.

 

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — агрессивное преследование одного человека другим или группой. Оно выражается в разных формах — от непристойных шуток и словесных оскорблений до избиения. Буллинг отличается от конфликта тем, что в конфликте силы соперников примерно равны, тогда как при буллинге часто весь коллектив нападает на одного, что исключает для жертвы возможность защититься.

Объектом буллинга в школе может стать абсолютно любой ребёнок — от круглых отличников до двоечников, от чрезмерно опекаемых родителями детей до беспризорников, от выходцев из благополучных семей до малообеспеченных, поскольку причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. По этой причине травля никогда не закончится. У неё нет конечной цели: стремление подчинять себе другого будет проявляться столько, сколько существует данный коллектив. Как только жертва буллинга покидает класс, на её место тут же выбирают другую. Есть случаи, когда объектами детской травли становятся учителя или другие взрослые.

Чаще всего причиной буллинга становятся проблемы в семье агрессора. Негативные последствия травли проявляются у всех участников буллинга — как у жертвы, так и у агрессора и безмолвных свидетелей. Их ждут тяжёлые психологические проблемы во взрослой жизни. Нарушаются механизмы формирования близости с другими людьми, навыки коммуникации, формируются асоциальные черты личности. Комплекс неполноценности или подавленное чувство вины могут приводить к постоянным проявлениям агрессии и к самоубийству.

Детский коллектив не в силах разобраться с проблемой и прекратить буллинг. Решение проблемы возможно только при вмешательстве взрослых. Искоренить буллинг нельзя в один момент: это можно сделать лишь в результате скрупулёзной психологической работы с каждым из его участников.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100