Официальный сайт

Протоиерей Михаил Фоменко

Буллинг: в чём причины и можно ли противостоять?

БуллингТема буллинга сейчас невероятно актуальна, хотя явление это давнее, и многие из нас с ним сталкивались. О травле пишут сейчас много, и некоторые наши читатели наверняка вздохнут: «Какое отношение это имеет к православию? Мы же не на психологическом форуме!» Однако наш сегодняшний спикер, настоятель храма святого великомученика Пантелеимона при ГБ №2 г. Горловки протоиерей Михаил Фоменко, с таким мнением не согласен. «По статистике, каждый десятый школьник либо подвергался, либо подвергается буллингу, и эта цифра с каждым годом растёт», — утверждает он, а это значит, что говорить о проблеме надо. При этом многие верующие родители считают, что проблема высосана из пальца, а ребёнку будет полезно «научиться смирению». Так ли это — читайте в интервью.

Буллинг — совершенно не новое понятие, просто сейчас его вынесли в отдельную категорию проблем, которые возникают в разных коллективах. Это притеснение или травля, осуществлять которые могут как человек, так и коллектив. Неправильно думать, что травят только слабых — травят всех. Феномен буллинга в том и заключается, что от него никто не застрахован.

В процессе травли всегда есть три стороны: преследователь, жертва и наблюдатели. По статистике, меньше всего травят там, где наблюдатели становятся защитниками, поэтому самым лучшим средством против буллинга будет правильное отношение к себе и окружающим. Очень важно не быть пассивным конформистом, которому плевать на всё, что происходит вокруг.

Был ли буллинг раньше? Конечно! Просто о нём меньше говорили и меньше знали, потому что не было телефонов, благодаря которым случаи травли можно доказать. Почему сейчас эта проблема настолько популярна, что во многих школах и коллективах существует целый спектр мер, направленных на профилактику и преодоление буллинга? Потому что в открытом доступе находятся сотни и сотни зафиксированных случаев травли, происходящих повсеместно. В эпоху цифровых технологий замалчивать такую глобальную проблему уже не получается.

Есть два вида буллинга — физический и психологический. Замечу, что психологический — более массовый, изощрённый и даже более опасный, потому что выявить его гораздо сложнее. С ребёнком внешне всё может быть хорошо, а вот психологически он травмируется. Это трудно заметить, потому что дети часто скрывают, что их травят.

 

Разбираемся с причинами

Первая причина — это проявление деструктивных сил человека, его агрессия. Сразу замечу, что агрессивность может быть конструктивной — это врождённая защитная функция. Однако многие люди используют её деструктивно для обретения власти, чувства превосходства и подчинения себе более слабых личностей. Преследователь всегда агрессивен. Наблюдатели боятся его агрессии и потому не противостоят. Обычно они также боятся быть одинокими, и потому примыкают к свите, окружающей лидера. Травят обычно либо слабого, либо того, кого не принимают. Подчеркну: жертвой может стать любой человек. Затравить могут даже сильного, если в процесс вовлечено большое количество людей.

Второй важный момент: любая форма буллинга — это, прежде всего, проблема личности. Ребёнок только формируется, и если он участвует в травле, значит, либо где-то этому научился, либо возмещает недостаток чего-либо. Ему не хватает любви — он компенсирует её отсутствие тем, что мучает других. Причём так вести себя может даже ребёнок из внешне благополучной семьи, если там никогда не проявляли заботы и внимания к нему. Чтобы это внимание заслужить, ребёнок может делать ужасные вещи.

 

Профилактика буллинга

В соответствии с общемировыми стандартами, профилактика буллинга состоит из трёх частей.

Первая — работа в коллективе. Если мы говорим о детях, то здесь ответственность лежит на школе и её руководстве. Основное внимание должно быть направлено на сплочение коллектива, выстраивание гуманных отношений в нём — это будет лучшей профилактикой травли. В такой школе не будет буллинга, потому что вместо наблюдателей там будут защитники.

Сейчас в школах стараются проводить коммуникативные тренинги, где учат общаться и принимать друг друга — потому что травят часто тех, кто выделяется либо физически, либо личностно. Задача педагогов, психологов и руководства заключается в том, чтобы научить детей принимать любую личность, независимо от её особенностей.

Второе направление работы — помощь семье травмированного буллингом ребёнка. По статистике, каждый десятый школьник либо подвергался, либо подвергается травле, и эта цифра с каждым годом растёт. Зачастую бывает так, что в семье нет доверительных отношений, и ребёнок боится рассказать родителям о своей проблеме, поэтому в первую очередь надо сосредоточиться на выстраивании таких отношений. У родителей должен быть контакт с ребёнком, чтобы он не боялся делиться с ними всем и понимал, что это не ябедничество и не стукачество. Нужно объяснить, что дети не всегда могут справиться сами с вопросами социальной справедливости и взаимоотношений в коллективе, в определённых ситуациях им необходима помощь взрослых.

Помимо выстраивания доверительных отношений, нужно постоянно подпитывать общение с ребёнком вопросами: как прошёл день, что было в школе, и так далее. Да, дети обычно не любят рассказывать о школе и тем более о проблемах — им тяжело, но надо давать повод рассказать, надо показывать, что их жизнь вам не безразлична.

Родителям нужно внимательно следить за поведением ребёнка. Если он не хочет ходить в школу, избегает разговоров о ней или о конкретных одноклассниках, если у него плохой аппетит, он в угнетённом состоянии — надо насторожиться. Также важно быть в курсе того, с кем общается ваш ребёнок, чем его привлекают друзья, что их объединяет. Спрашивайте, где он сидит — на первой парте или последней, — это тоже значимо. С одной стороны, вы проявите неравнодушие к сыну или дочери, с другой — сможете составить представление о том, как ребёнок себя чувствует в школе, каково его положение там.

Если ребёнок признался, что над ним издеваются, надо немедленно реагировать. Идти в школу и требовать от классного руководителя пресечь травлю и урегулировать сложившуюся ситуацию. Нам может казаться, что дети сами справятся, но это не всегда так. Надо не закрывать глаза на проблему и не откладывать решение в долгий ящик, а реагировать немедленно.

Если ребёнку не подходит коллектив, его надо менять — и не важно, что школа рядом, туда удобно добираться, педагоги там сильные. Психологическое здоровье ребёнка должно быть на первом месте.

Одной из первых задач родителей должна стать профилактика заниженной самооценки ребёнка. Если ребёнок не может решить вопрос или постоять за себя, у него формируется подчиняющийся склад характера. Это может привести к стрессам и неврозам. Чтобы этого не допустить, надо увеличивать значимость ребёнка в вашей жизни — жизни родителей. Нужно говорить, что он вам нужен, важен, вы его любите и принимаете. И обязательно хвалите!

Ещё важно учить детей конструктивно решать проблемы. Дело в том, что многие школьники просто терпят травлю и не подают вида, что их кто-то обижает. Причём взрослые сами учат их такому поведению: «Не показывай, что тебя это задевает, и отстанут». На самом деле — не отстанут! Будут и дальше издеваться, не встретив сопротивления и отпора. Так что надо учить ребёнка конструктивно противостоять нападающим: не драться, но очерчивать границы и объяснять, что ему не нравится такое отношение. Главное — он не должен молчать. Молчанием мы даём согласие на то, что над нами можно издеваться. Это не смирение, не выработка терпения. Это про нашу самооценку и границы, которые нельзя нарушать никому. Очень важно объяснять детям всё это. Если кто-то обидел, если относятся так, как не нравится — ты можешь ответить, но только конструктивно, по существу, чтобы всё не перешло в ругань ради ругани. Задача ребёнка — отвечая обидчику, давать понять, что затронуты его чувства, а к ним лучше не прикасаться, на это он разрешения не давал.

Третье направление профилактики буллинга — личностное. Мы его коснулись, когда говорили о работе с семьёй. Надо прививать ребёнку самоуважение. Если он уважает себя, то будет уважать и других — это здоровая ситуация. Если же он любит только себя, а других презирает — это уже явно черты преследователя. Важно внушать, что все люди заслуживают принятия и уважения, что у каждого есть свои особенности, и к ним нужно относиться с пониманием. Все мы уникальны. Так что третья сфера профилактики — это работа человека над собой, своей самооценкой, принятием себя. Также надо учиться принимать разные ситуации и учиться прощать, потому что многие случаи буллинга связаны с завистью и местью — это две самые распространённые его причины. Поэтому нужно учить детей прощению и принятию окружающих.

 

Ответственность родителей

Хочу сказать несколько слов родителям. Очень важно показывать детям достойный пример. Многие считают, что воспитывать — это говорить им какие-то правильные слова, однако если мама и папа не будут уважительно относиться друг к другу, их слова ничему не научат. Если дома никто не умеет конструктивно решать конфликты — как можно ждать, что дети сумеют адекватно вести себя по отношению к сверстникам? Если в семье есть агрессия и насилие, то, скорее всего, ребёнок перенесёт такое отношение на тех, с кем учится — или, если он жертва дома, то будет жертвой и в коллективе.

Проблема буллинга не решается легко и быстро, она требует масштабной и многоплановой работы. Помимо школьного управления и родителей травмированному ребёнку может помочь психолог. Ищите хорошего специалиста, который имеет опыт работы с такого рода проблемами. Ещё может помочь друг — если это человек более сильный духом и умеющий защищать свои границы.

 

Нужно ли защищать ребёнка перед сверстниками?

Первая реакция ответственных родителей — прийти и наказать тех, кто обижает ребёнка. Однако здесь тоже надо быть осторожными. Мы не имеем права оказывать какое-либо воздействие на чужих детей, поэтому действовать надо только через классного руководителя, администрацию и школьного психолога. Но реагировать надо немедленно, иначе вы предаёте ребёнка. Да, бывает так, что дети ссорятся и мирятся, и те, кто вчера обзывали друг друга или даже дрались, сегодня уже друзья. Однако если ребёнка травят на протяжении долгого времени, он угасает или становится очень нервным, прогуливает школу или плачет, не желая туда идти, — значит, проблема серьёзная и сама не решится.

Нет такого коллектива, где не было бы проблем и конфликтов, но бывает разная степень их проявления. Если они перешли в травлю, это испортит психику ребёнку, и очень значительно. Буллинг может привести даже к суициду, поэтому отношение к этой проблеме должно быть очень серьёзным.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100