10 декабря 2022 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Благовещенском храме Горловки
В день прославления иконы Божией Матери «Знамение» митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Благовещенском храме Горловки. Ему сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, настоятель прихода протоиерей Александр Пеканов и клирик Богоявленского кафедрального собора протоиерей Димитрий Абросимов.
За богослужением пел молодёжный архиерейский хор Богоявленского кафедрального собора под руководством Ольги Ильчук.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Димитрий Абросимов. Он отметил, что чудеса Божии ежедневно совершаются в нашей повседневной жизни:
«Чудо постоянно совершается в жизни каждого из нас. Самое большое чудо, которое происходит в мире, — спасение каждого человека. Его Господь дарует каждый раз за Божественной литургией. Когда мы прибегаем к таинствам Покаяния и Причащения — теснейшего соединения с Богом, — Господь вновь и вновь, несмотря на наши недостатки, даёт нам возможность переосмыслить жизнь и стать причастниками Его Тела и Крови».
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к горожанам с кратким архипастырским словом, в котором призвал учиться у святых вере как доверию Богу:
«Приближается праздник Рождества Христова. Икона, в честь которой в сегодняшний день Церковь совершает празднество, — это видимое изображение того, что за много столетий до Рождества Христова увидел пророк, которому было сказано: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7:14). Ему трудно было представить то, что знаем и видим сегодня мы все.
Он не мог понять, как и потом люди, которые жили после него, что такое «Дева во чреве приимет». Но особенность святых и праведников во все времена, в эпохи Ветхого и Нового Завета, заключалась в том, что они, даже не понимая каких-то вещей, умели доверять Богу, умели верить Ему всецело — всей душой и всем сердцем, осознавая со смирением границы своих собственных способностей и возможностей познания перед Лицом Божиим и понимая, что есть то, что непостижимо человеческому разуму и необъяснимо человеческими словами.
Человек всегда хочет всё понять и объяснить. Если есть что-то такое, что не укладывается в рамки понятий или несообразно с тем, что можно объяснить с помощью своего личного опыта или опыта других людей, у человека появляется или непонимание, или соблазн отвергнуть. Святые всегда этот соблазн умели преодолевать силой веры и доверия Богу. То, что делается по вере, не всегда бывает осознаваемо и понимаемо разумом.
Я всем нам желаю крепкой веры, чтобы мы могли доверять Богу так же, как доверяли святые и праведники, как доверяли Ему пророки, преподобные, святители и мученики, чтобы, встречаясь, как и они, с испытаниями, могли силой веры преодолевать все те трудности, с которыми эти испытания были бы связаны.
Вера — это не что-то абстрактное, это духовная сила. Количество этой силы и степень её влияния на нашу жизнь и на то, что происходит вокруг нас, зависят от того, насколько мы способны жить по вере. Каждый раз, когда в нашей жизни встречаются события, которые требуют от нас принятия решений, итог приводит к тому, что вера наша становится или сильнее, или, наоборот, практически незаметной. Дай Бог, чтобы все наши поступки, которые мы совершаем, делали нас сильнее, укрепляли нашу веру, помогали нам этой верой жить и помнить о том, что доверие Богу всегда приводит человека к тому благу, которое он даже не может себе представить, а неверие Богу, сомнение в Его Промысле и силе всегда приводит к тому, что нужно всё начинать сначала».
Фото Романа Крахина
Образ «Знамение» изображает Богородицу, поднявшую руки в молитве. Он относится к числу самых первых иконописных изображений Богоматери и встречается на фресках катакомб с ранних веков христианства. На Руси этот образ стал известен с XI века. Название «Знамение» он получил в 1170 году, после того, как икона явила особое чудо во время осады Новгорода.
В те дни Русь раздирали междоусобные войны. Князья, стремясь к захвату городов и переделу власти, посылали славян убивать друг друга. Войска русских князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, осадили Новгород.
Мирным жителям города оставалось только молиться и надеяться на Божию помощь. Взяв образ молящейся Божией Матери, они пошли крестным ходом к городской стене. Осаждавшие не постыдились пустить в крестный ход стрелы. Одна из них пронзила образ Богородицы. Видимо для всех из глаз Богоматери потекли слёзы, а затем икона повернулась к городу. После этого знамения на осаждавших напал ужас. Новгородцы вышли и прогнали их от своего города.
Так Богородица вразумила тех, кто участвовал в тяжком грехе братоубийственной войны. Учредив праздник в память о чуде, Церковь сделала его предостережением всем последующим поколениям.
Икона «Знамение» стала считаться заступницей от врагов. Ей молились о примирении враждующих. 186 лет почитаемый образ хранился в Преображенской церкви Новгорода. В 1352 году во время эпидемии чумы многие получали исцеление перед этой иконой. В благодарность за ещё одно чудо Божией Матери в 1356 году для образа был выстроен храм Знамения Пресвятой Богородицы, со временем превращённый в собор Знаменского монастыря.
В третий раз икона спасла новгородцев в 1611 году, когда в город вторглись шведы. Вражеские воины попытались войти и в церковь, где при открытых дверях совершалось богослужение. Внезапно невидимая сила откинула их назад. Это повторилось несколько раз. В страхе шведы отступили от храма и вскоре покинули Новгород.
После Октябрьской революции 1917 года новгородская икона «Знамение» попала в городской музей. Там она хранилась десятилетия. Лишь 15 августа 1991 года икону вернули Церкви. Теперь она находится в Софийском соборе Новгорода.
Списки иконы разошлись по всем храмам Православной Руси. Многие из них прославлены чудесами. Известны чудотворные иконы «Знамение» Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская, Царскосельская, названные по месту явления чудес.
Самая древняя из них — Курская икона. Она была обнаружена в 1295 году в захваченном ханом Батыем Курске. Разрушенный город настолько зарос лесом, что в нём охотились жители соседних селений. Один из охотников нашёл икону «Знамение» у корней дерева. Поэтому образ ещё называют «Коренной». В месте, где лежала икона, забил родник. Видя это чудо, жители городка Рыльск поместили её в свой храм, но икона чудесным образом вернулась на прежнее место. Чудо повторилось несколько раз. Там, в лесу, жители Рыльска воздвигли для иконы часовню.
В 1383 году напавшие на Курскую область татары сожгли часовню и разрубили икону пополам. Чудесным образом её половины соединились. У иконы стали совершаться исцеления. На месте отстроенной заново часовни со временем возник монастырь — Курская Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве исцелился перед чудотворным образом «Знамение», хранящемся в этом монастыре. В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить эту святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько сильным, что разрушился храм, но икона осталась невредимой.
30 сентября — 11 октября 2009 года список иконы «Знамение» принял участие в «космическом» крестном ходе вокруг Земли. Образ сделал 176 витков вокруг орбиты на космическом корабле «Союз ТМА-16» по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.