Официальный сайт

03 апреля 2024 г.

Митрополит Митрофан совершил вечернюю литургию Преждеосвященных Даров в Иоанно-Богословском храме Шахтёрска

В среду третьей седмицы Великого поста и день памяти преподобного Серафима Вырицкого митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова города Шахтёрска. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинные Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий, Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин, Шахтёрского округа и настоятель храма протоиерей Богдан Ильчук, а также духовенство Шахтёрского благочиния.

За богослужением пел хор храма святого апостола Иоанна Богослова под руководством регента Анны Сегеды.

В соответствии с древним уставом Церкви, литургия Преждеосвященных Даров была совершена в вечернее время. Множество горожан причастились Святых Христовых Таин.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился настоятель Ольгинского храма села Мануйловка Шахтёрского района протоиерей Тарасий Перепелица. Он отметил, что в дни Великого поста мы должны научиться двум главным добродетелям:

«Христос ожидает от нас покаяния и смирения. Дай, Господи, всем нам эти благодатные чувства, эти святые добродетели, чтобы, смирившись, покаявшись, очистившись, изменившись, мы вступили в светлые дни Христова Воскресения!»

По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к собравшимся с кратким архипастырским словом. Он напомнил о том, что земная жизнь должна стать для нас школой жизни вечной:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с причащением Святых Христовых Животворящих Таин!

Не так часто получается, что мы целый день постимся и в конце причащаемся Тела и Крови Христовых, но это традиция древней Церкви. Именно так была задумана литургия Преждеосвященных Даров. Мы знаем, что среда и пятница — это в обычные недели дни поста. Так как в эти дни в Святую Четыредесятницу христиане постились особенно строго, то вечером, когда день заканчивался, они причащались, чтобы укрепить свои духовные и телесные силы.

Многим из нас, наверное, сегодня было трудно физически, но этот опыт терпения очень нужен и полезен. Мы будем опираться на него во многих случаях нашей жизни, потому что у нас через этот опыт появляется навык ограничивать самих себя, и делать это не вынуждено, а добровольно, ради Бога. Это делает нашу волю сильнее, а дух — крепче.

Пост — одно из духовных упражнений, которые помогают нам увидеть внутри себя много такого, чего мы в обычные дни не замечаем. Когда человек погружён в повседневную суету, занят обычными делами, жизнь кажется привычной. Он не видит и не замечает того, что с ним происходит и что происходит внутри него. А когда человек сам ограничивает себя от повседневной суеты и пытается по максимуму наполнить жизнь молитвой, духовными размышлениями, добрыми делами, оказывается, что это не так и просто.

Молиться трудно, поститься трудно, думать о чём-то духовном тоже трудно. Хочется отдохнуть, расслабиться, развлечься, заняться чем-то таким, что, как говорят современные люди, не напрягает. Так можно провести всю жизнь, и, наверное, она будет комфортной, но в конце окажется, что она будет прожита впустую. Оказавшись в вечности, мы будем не готовы к тому, что там происходит. Насколько мы знаем из учения Церкви Христовой, из опыта святоотеческого, вечность — это Сам Бог. Общение с Ним — это и есть главное в вечности. А если общение с Ним нас тяготит, то что мы будем делать в вечности?

Нам сегодня даётся возможность прикоснуться к этому духовному опыту. Чем больше он будет пробуждать в нас потребность и желание как можно больше быть с Богом и как можно дальше удалять себя от всего того, что этому общению мешает, тем яснее для нас станут и слова древних подвижников, и то, что сказано в Евангелии о Царствии Небесном.

Я всем желаю помощи Божией! Пусть милосердный Господь укрепит духовные и телесные силы, волю, дарует терпение и поможет и следующие дни поста провести в трудах, молитве, воздержании и с радостью встретить праздник Светлого Христова Воскресения! Божие вам всем благословение! Храни вас всех Господь!»

 

Литургия Преждеосвященных Даров в Николаевском архиерейском соборе ГорловкиВ дни Великого поста меняется ритм жизни Церкви. Самое торжественное богослужение — литургия — не совершается в будни, которые посвящены сугубой покаянной молитве. По средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров.

Первые упоминания об этом особенном богослужении относят к VI веку. В VII веке Шестой Вселенский Собор утвердил повсеместное совершение литургии Преждеосвященных Даров в дни Святой Четыредесятницы. По своей форме это вечерня, за которой прочитываются некоторые молитвы литургии и совершается причащение Дарами, освящёнными прежде, за полной литургией.

Авторство чина литургии Преждеосвященных Даров приписывают святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, жившему в VI веке. Впрочем, есть свидетельства, что такая неполная литургия совершалась и в более ранние века, а к VI столетию лишь окончательно закрепилось её чинопоследование.

Богослужение состоит из великопостной вечерни, к которой присоединяется часть молитв литургии верных, но без молитв об освящении Святых Даров (так как они заранее освящены). Во время этого богослужения также звучат особые молитвы: «Да исправится молитва моя…» и «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат». Последняя поётся вместо Херувимской песни.

Другая примечательная особенность этого богослужения — оно сопровождается земными поклонами. Их совершают молящиеся в самые торжественные моменты службы. Чтобы все знали, когда совершать поклоны, священник или диакон в эти моменты богослужения звонит в колокольчик. Верующие падают ниц, а во время повторного звона встают.

ЛитургияЛитургия Преждеосвященных Даров совершается только в дни Великого поста — по средам и пятницам, а также в дни наиболее значимых для Церкви памятных дат: день памяти преподобной Марии Египетской (четверг пятой седмицы поста), Первого и Второго Обретения главы святого пророка Иоанна Предтечи, праздник сорока мучеников Севастийских (если эти дни не придутся на субботу или воскресенье, когда совершается полная литургия), дни храмовых праздников, — и в первые три дня Страстной седмицы.

Из содержания этого богослужения следует, что оно изначально совершалось вечером. Практика причащаться в вечернее время восходит ещё к раннехристианским агапам — совместным «вечерям любви», в конце которых совершалось причащение. Ведь исторически Таинство Евхаристии было установлено именно вечером: апостолы причастились в конце Тайной Вечери, после этого таинства они сразу, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26:30, Мк. 14:26), где им надлежало провести последнюю ночь перед крестными страданиями Спасителя.

Со временем развилась традиция хранить перед причастием евхаристический пост — он длится не менее чем шести часов до момента принятия Святых Даров. В течение него христиане полностью воздерживаются не только от пищи, но и от воды. Исключение делается только для больных людей, нуждающихся в частом приёме лекарств.

К сожалению, сегодня литургию Преждеосвященных Даров многие рассматривают как возможность причаститься для тех, кто находится на работе в выходные или заболел и потому имеет срочную нужду в причащении. Другим было отношение к этому богослужению в Древней Церкви.

Божественная литургияС момента её основания существовала практика ежедневного причащения. Собираясь в воскресный день, христиане не только причащались, но и забирали часть Святых Даров в свои дома, чтобы затем принимать их ежедневно. Ведь никто не знал, соберутся ли они в следующее воскресенье в своём тайном укрытии под сводами подземных катакомб, или, придя, обнаружат там стражников, которые их схватят и поведут на мучения. А может быть, кто-то донесёт на них, и стража за ними придёт гораздо раньше.

Первые христиане жили в условиях постоянной угрозы смерти, поэтому причащались ежедневно. Эта практика сохранилась и тогда, когда христианство перестало быть гонимым, с той лишь разницей, что теперь беспрепятственно открывались храмы, и верующим уже не приходилось прятать Святые Дары в своих домах — они хранились в специальных ковчежцах-дарохранительницах на престоле. Христиане шли в храм, начиная свой день с литургии и причащения. Ведь, по сути, никто из нас не знает, когда призовёт его Господь.

В Великом посту, когда литургия не совершается в будние дни, необходимое количество Святых Даров полагалось в Дарохранительницу заранее. Собственно, так и возник чин литургии Преждеосвященных Даров. Сегодня многие православные общины стремятся вернуться к древней практике частого причащения, стараясь следовать ей хотя бы в дни Великого поста.

Евхаристическому возрождению послужили труды святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия (Брянчанинова), афонских подвижников. И монахи, и священники из мирян, исходя из собственного духовного опыта, советовали причащаться как можно чаще.

Божественная литургия«Я умираю, когда не служу Литургии, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Я ежедневно с благоговением совершаю Литургию и причащаюсь Святых Таин, и вот плоды этого причащения: очищение, освящение, обновление, победа над страстями, мир душевный… Диавол всеми адскими кознями своими старается отвращать христиан от Чаши Жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтоб держать людей в узах греха и смерти».

«Видишь, возлюбленный мой брат, сколько чудесных даров ты получаешь, если причащаешься часто, видишь, как при частом Причащении просвещается ум, светлеет разум, очищаются все силы души? — пишут святые Никодим Святогорец и Макарий Коринфский в „Книге душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин“. — А если ты хочешь умертвить и плотские страсти, причащайся часто и насладишься этим».

Следует помнить, что христиане первых веков, придерживавшиеся частого причащения, жили напряжённой духовной жизнью, посвящая практически всё свободное время молитве. Дни Святой Четыредесятницы как нельзя более подходят для того, чтобы подражать их подвигу.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100