28 апреля 2024 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Неделю ваий
В Неделю ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
Богослужебные песнопения исполняли хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук и детский хор соборного храма под руководством Татьяны Щевелевой.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Давид Барахтенко. Он напомнил о духовных уроках событий Страстной седмицы:
«Исполнение воли Отца по-человечески для Христа было трудным. Как и все люди, Он боялся смерти и физических страданий, Он трепетал, Он тосковал. Он молился Своему Отцу о том, что, если возможно, да минует Его чаша сия. Конечно же, Он знал, что чаша сия Его не минует, но Свою молитву неизменно заканчивал словами: „Не Моя воля, но Твоя да будет!“».
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом. Владыка рассказал о том, почему люди разочаровываются в Боге:
«Мы уже из поколения в поколение эту историю рассказываем друг другу, но и сегодня продолжаем встречать людей, которые чувствуют себя обиженными и разочаровавшимися. Они прямо так и говорят: „Я не понял: я свечку поставил, почему мне не ответили? Я совершил маслособорование, я был на исповеди и причастии. Что-то я не вижу каких-то особых изменений в моей жизни“. Когда ты это слышишь не один раз, не два, а регулярно от разных людей, вспоминается эта иерусалимская толпа, которая с ветками кричала Спасителю „осанна“, а через несколько дней кричала „распни Его“. Когда мы просим у Бога тех вещей, которые заведомо испортят нас, нашу жизнь, наши отношения с другими людьми или просто будут потакать нашим страстям, но ни одного шага не помогут нам сделать навстречу вечности, разве Бог должен исполнять такие желания? Но мы упорно этого не слышим. Мы требуем, чтобы Он сделал по-нашему».
Накануне вечером владыка совершил в соборном храме всенощное бдение с литиёй и чином благословения ваий.
Вход Господень в Иерусалим. Мозаика собора св. Марка в Венеции
Вербное воскресенье и Лазарева суббота перед ним — дни, в которые вспоминаются события, непосредственно предшествовавшие Страстной седмице. В субботу Христос воскрешает Лазаря (Ин. 11). Свидетелями чуда становятся сотни жителей Вифании и Иерусалима — эти города расположены рядом. На следующий день Господь совершает Свой торжественный путь из Вифании в Иерусалим на вольные страдания. Через четыре дня Он будет распят.
Триумфальное шествие Христа в Иерусалим предсказал пророк Захария:
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной… И Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли (Захар. 9:9-10).
У Захарии описан древний иудейский обряд поставления помазанника на царство: он должен был войти в столицу, восседая на ослице и молодом ослёнке. По причине этого пророчества в представлениях иудеев того времени укоренилась вера в обещанного Мессию как в могущественного земного царя, который, наконец, придёт избавить народ от ига римлян.
Народ встречал шествующего Спасителя так, как встречают царя: с ликованием, устилая путь пальмовыми ветвями, дорогими тканями и одеждами. Навстречу Христу вышли тысячи людей, пришедших из всех городов Иудеи на праздник Пасхи. Среди них быстро распространялась весть о чуде воскрешения Лазаря, передаваемая сотнями очевидцев.
Никто не понимал скорби на лике Христа в момент Его торжественного входа в Иерусалим. Всем казалось, что теперь всё будет хорошо, что земное царство Мессии уже почти наступило. При этом иудеи забывали о других словах пророка Захарии: И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (Захар. 12:10).
Предсказана в этой книге пророка и продажа Христа за тридцать сребреников (гл. 11). Сам Спаситель, идя на вольные страдания, цитировал апостолам ещё одни слова пророка: Поражу Пастыря, и рассеются овцы (Захар. 13:7; Мф. 26:31; Мк. 14:27). Всё это совершится через несколько дней. Те же самые люди, которые кричали «Осанна (т.е. „спаси“)! Благословен грядый во имя Господне!» (Мф. 21; Мк. 11; Ин. 12), будут кричать «Распни, распни Его»…
А пока — день торжества и славы Господней. И каждый, приходящий в этот день в храм с зелёными, только что распустившимися ветвями, встречает Христа либо как своего Спасителя и Искупителя, идущего на страдания, либо как земного царя, надеясь снискать от Него лишь какие-то материальные блага — при этом не замечая или не желая замечать скорби на Его лице: о наших грехах, которые Он уже сейчас берёт на Себя для того, чтобы нести на Голгофу.
В пятницу перед Лазаревой субботой заканчивается Святая Четыредесятница. В субботу на трапезе благословляется рыбная икра, а в Вербное воскресенье — рыба. Дальше начинается пост Страстной седмицы — такой же строгий, как и в первую седмицу Великого поста.