Официальный сайт

28 июля 2024 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе

В Неделю 5 по Пятидесятнице, святых отцев шести Вселенских Соборов, день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и день Крещения Руси митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.

За богослужением пел сводный хор собора под руководством регента Ольги Ильчук.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Агафодор (Поляков). Он напомнил о том, что быть христианином означает быть сильным человеком:

«Христианство — вера сильных людей, готовых отречься от себя, возлюбить ближнего как самого себя, а себя возлюбить, не жалея, не лелея страсти в собственных сердцах, а исправляя себя, чтобы стать похожими хоть немного на Господа Иисуса Христа».

 

VII Вселенский СоборВселенские Соборы собирались на протяжении IV-VIII веков для решения важных церковных вопросов. Они называются так потому, что в них принимали участие представители всех Поместных Церквей.

I Вселенский (Никейский) Собор был созван в июне 325 года в городе Никее (сегодня город Изник в Турции). В то время Церковь тревожила возникшая ересь арианства. Её основатель Арий отрицал, что Иисус Христос — Бог. Своими словами он увлекал за собой множество последователей.

Собор продолжался больше двух месяцев и осудил арианскую и некоторые другие ереси, превратно толковавшие христианское учение. Кроме этого, на нём было определено время Пасхи, окончательно установлено празднование воскресенья вместо субботы.

Собор утвердил крещальный Символ веры, содержащий основные вероучительные истины Православия. В частности, он постановил, что Христос вочеловечился, то есть имел не только тело человека, но и человеческую душу. Принятый Собором Символ веры исповедовал каждый, кто принимал Святое Крещение. Впоследствии он был изменён и дополнен на других Вселенских Соборах.

Последователи арианской ереси существуют и сегодня, например, к их числу относится секта «Свидетелей Иеговы».

II Вселенский Собор прошёл в Константинополе в 381 году. Он дополнил Никейский Символ веры и сформулировал православное учение о Святой Троице. Собор продолжил дискуссию о догмате Боговоплощения и вынес утверждение, что человечность Христа не преграда, чтобы быть Ему и Богом.

III Вселенский Собор прошёл в Эфесе в 431 году. Он рассмотрел и осудил ересь несторианства, ошибочно признававшую одну волю во Христе и умалявшую Его Божественную природу (Несторий учил, что Христос не Бог, а человек, в котором жил Бог). Собор также окончательно утвердил Символ веры и запретил вносить в него изменения.

IV Вселенский Собор проходил в Халкидоне в 451 году. Он осудил ересь монофизитства, которая, в противоположность арианству, отвергала человеческую природу во Христе и, следовательно, Боговоплощение.

V Вселенский Собор

После IV Собора почти не осталось уверенных в том, что у Христа была только одна природа, но сохранялось недоумение, вызванное фразой свт. Кирилла Александрийского: «У Христа была только одна природа — Богочеловеческая». Собору, который прошёл в 553 году в Константинополе, вновь пришлось вернуться к теме монофизитов и предать анафеме некоторые сочинения Феодора Мопсуетийского (который был учителем еретика Нестория, осуждённого на III Вселенском Соборе), Феодорита Кирского (сам он почитается Церковью как блаженный), и Оригена (учение о предсуществовании душ и др.).

Собор также утвердил православное учение о Приснодевстве Богородицы.

VI Вселенский Собор длился целых два года — в 680-681 годах — и проходил также в Константинополе, столице Византийской империи. Результатом его деятельности стало осуждение еретического учения монофелитства, которое признавало во Христе только одну волю.

Последний, VII Вселенский Собор был созван для утверждения православного почитания святых икон в период иконоборческой ереси. Он прошёл в 787 году в Никее, поскольку в Константинополе собраться его участникам не дали вооружённые еретики-иконоборцы. Собор продолжался целый месяц. Его заседания возглавил святитель Тарасий, патриарх Константинопольский.

Число участников, подписавших решение Собора, составило 308 человек. Главным из этих решений стало утверждение догмата об иконопочитании.

Фактически споры об иконопочитании были продолжением дискуссии о Воплощении Христа и Его природе — как Божественной, так и человеческой. Собор постановил, что поскольку во Христе неслитно, но и нераздельно соединены две природы как Бога и Человека, то Его можно изображать: «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Ересь иконоборчества просуществовала ещё 56 лет, она исчезла только после Поместного Константинопольского собора 842 года. В память о победе над ней установлен праздник Торжества Православия, который отмечается в первое воскресенье Великого поста.

 

Святой равноапостольный князь ВладимирКиевский князь Владимир Святославич был внуком святой равноапостольной княгини Ольги, память которой отмечалась недавно (24 июля). Как и сын княгини Ольги Святослав, долгое время Владимир оставался язычником. Став новгородским князем, он пошёл войной на своего брата Ярополка, княжившего в Киеве.

В 980 году Владимир победил Ярополка, симпатизировавшего христианам, и силой захватил престол в Киеве. Чтобы удержать свою власть и заручиться поддержкой язычников-киевлян, он начал преследования христиан. Во время его правления в Киеве были убиты одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Иоанн и Фёдор, которые отказались быть принесёнными в жертву языческим богам. Владимир разрушал церкви и на их месте строил идольские капища. Непокорные ему города он усмирял мечом.

Но к двадцати пяти годам князь понял тщету служения идолам и стал всё больше склоняться к единобожию, интересуясь различными учениями. Согласно Повести временных лет, послы князя, вернувшись из Византии, рассказали ему о греческом христианском богослужении: «Не свемы, на небе есмы были, ли на земле… Недаром бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей, приняла греческую веру».

Как раз в это время князь Владимир посватался к византийской царевне Анне, и император обещал выдать её за князя в обмен на военную помощь Киевской Руси. Но вскоре за тем князь получил отказ, аргументированный тем, что дочь византийского императора не могла выйти замуж за язычника. Тогда князь Владимир осадил и взял штурмом Херсонес — оплот Византии на северном побережье Чёрного моря, — и потребовал привезти царевну в город. Царевна Анна прибыла в Херсонес. Владимир принял святое крещение и взял Анну в жёны, а Херсонес великодушно вернул грекам.

Князь ВладимирВернувшись в Киев, князь крестил своих детей (от других жён), а затем послал греческих священников проповедовать на улицах города. Не утративший своей жёсткости и решимости после принятия христианства, князь Владимир разрушил все идольские капища и уничтожил деревянных кумиров.

Наконец, летом 988 года он издал указ: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня». Когда наутро киевляне пришли к Днепру, они увидели там множество епископов и священников, которые по приказу князя стали проповедовать и учить народ, так чтобы не осталось ни одного жителя Киева, не услышавшего христианского учения. Затем епископы и священники предложили желающим креститься в реке. Так как христианство к тому времени уже распространилось в Киеве, крещёных в тот день были тысячи.

Киев стал центром христианства на Руси. Князь Владимир возвёл в городе множество церквей. Каждый воскресный день возле храмов накрывали столы с яствами для всех горожан, звонили колокола, пели хоры, «калики перехожие» под звуки гуслей исполняли былины и духовные стихи. Больным и нищим ко дворам доставлялись от князя бочки мёда и кваса, кадки с хлебом, рыбой, мясом и сыром.

Появились монастыри, а с ними и библиотеки, ведение летописей города и государства. Князь заботился о том, чтобы дети в Киевской Руси были грамотными, определяя их в школы. При нём Русь переживала духовный и культурный расцвет. Киевляне называли своего князя «Владимир Красно Солнышко». В христианский период своего правления киевскому князю удалось пресечь междоусобные распри, не пролив крови своих братьев. Царевна Анна стала с тех пор единственной женой князя, отказавшегося от многожёнства.

В 1015 году князь отошёл ко Господу, заслужив в Церкви имя равноапостольного — уподобившегося святым апостолам в проповеди веры Христовой. Мощи князя почивали в Десятинной церкви Киева до разрушения её монголами.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100