28 августа 2024 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в день Успения Пресвятой Богородицы в Богоявленском кафедральном соборе
В праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под управлением Ольги Ильчук и детский хор собора под руководством Татьяны Щевелевой.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Кирилл Щевелев. Он напомнил о главном смысле праздника Успения:
«Успение Пресвятой Богородицы — свидетельство того, что не только Христос воскрес, но и наша бессмертная душа ожидает вечной жизни с Богом. Для этого необходимо, чтобы наша земная жизнь тоже была вместе с Ним».
По окончании богослужения митрополит Митрофан поздравил горожан с праздником Успения. В кратком архипастырском слове он напомнил о том, в чём главная сила христиан:
«Каждому человеку хочется жить, и жить как можно дольше. Каждому страшно умирать, но нам с вами дано жить на земле определённое количество времени: после потопа определили, что семьдесят, аще в силах — восемьдесят лет (Пс. 89:10). Дальше, если и живёт человек, то это уже не та полноценная жизнь, которой он жил раньше, а, как правило, труд и болезнь, как говорит пророк. Но даже в таком состоянии человек всё равно не хочет умирать. Мы жизнь ценим, потому что жизнь — это бытие, это смысл, это всё, что у нас есть, и всё, что для нас важно и значимо.
Пресвятая Дева Мария, получив от Архангела Гавриила весть о том, что наступает время, когда Её Сын заберёт Её к Себе, сообщила об этом моменте как о радостном событии, которого Она долго ждала. Её сердце наполнилось радостью от того, что Она обретает то, чего больше всего ждала — встречу со Своим Сыном, и грустью от того, что Она будет вынуждена расстаться с теми, кого Она любит — первой христианской общиной.
Ко дню Её Успения Господь собрал апостолов из тех мест, где они проповедовали Слово Божие. Она всех их увидела, благословила и сказала им самые важные слова: „Я хоть и ухожу от вас, но Я буду оставаться с вами“. Когда они убедились в этом, их сердце возрадовалось великой радостью. И мы в день праздника, прославляя Её подвиг и сорадуясь Ей, в то же время возлагаем на Неё упование, что Она нас не оставила и, как и обещала, пребывает с нами. Свидетельство этому — Её святые образы, через которые Она неоднократно являла среди нас Своё присутствие.
Молиться Матери Божией перед Её иконой — нет ничего более естественного и понятного для верующего человека. Мы знаем множество таких икон. Во всех городах и весях нашего Отечества Матерь Божия явила Своё присутствие через Свой образ и тем самым укрепляла веру людей, помогала им нести их жизненный крест, не унывать, а иногда полностью меняла жизнь и исправляла то, что невозможно было уже исправить никакими человеческими силами.
Мы не удивляемся тому, что и сегодня через Свои образы Матерь Божия являет нам Своё присутствие, но с благоговением поклоняемся Ей и просим не оставить и нас Её материнским заступлением, благословением и молитвой. Мы благодарим Матерь Божию за то, что Она вновь и вновь укрепляет нас в вере и помогает нам жить в это непростое время.
Мир, в котором мы живём, — место очень жестокое. Здесь люди всего добиваются силой. До тех пор, пока ты силой не докажешь, что ты прав, с тобой никто считаться не будет. И в этих непростых условиях Матерь Божия напоминает нам, в чём наша сила: в следовании за Христом, исполнении Его заповедей и подражании во всём Ему. Именно это делает нас, христиан, по-настоящему сильными, а нашу силу делает той силой, которая преображает мир вокруг нас».
Накануне владыка совершил в соборном храме праздничное всенощное бдение с литиёй.
Православная Церковь называет смерть Божией Матери, святых, а также всех почивших в вере христиан успением. Крест Христов упразднил смерть, и теперь разлука с телом для христианина не более чем временный сон, успение, пробуждение от которого наступит в последний день мира. Когда Царствие Божие придёт на землю, все умершие воскреснут, как бы пробудившись от сна.
После смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа Пресвятая Дева Мария жила в доме любимого ученика Христова, самого юного из апостолов — евангелиста Иоанна Богослова. Вместе с апостолами Она пребывала в молитве в Сионской горнице до того, как они разошлись на проповедь (Деян. 1:13–14).
Во время гонения царя Ирода на Церковь в 43 году (Деян. 12:1–3) Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом удалилась в Ефес. Она побывала также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, который был там епископом, и на Горе Афон. О ней, согласно святому Стефану Святогорцу, Она сказала как о месте, которое будет пребывать под Её покровом. После этого Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Там Архангел Гавриил возвестил Ей о Её скором переходе в вечность.
Дева Мария желала проститься со всеми апостолами, которые к тому времени разошлись для проповеди по всему Средиземноморью, и они чудесным образом были перенесены в Иерусалим. Лишь один апостол Фома не успел проститься с Богородицей. На глазах у собравшихся учеников Христовых горница, где лежала Богоматерь, озарилась неземным светом, и явившийся Господь взял душу Своей Матери на Небеса.
Тело Богородицы положили в гробнице, где покоились её родители Иоаким и Анна и праведный Иосиф Обручник. Во время перенесения тела Богоматери в гробницу о торжественной процессии доложили первосвященникам. Они приказали схватить апостолов и шедших с ними христиан. Но внезапно облако окружило процессию, помешав планам иудеев.
Первосвященник Афония, несмотря на явное Божие чудо, попытался опрокинуть одр Богоматери. Тогда Ангел, сопровождавший одр, отсёк ему мечом руки. Афония раскаялся в содеянном. В тот же час он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения Богородицы апостолы закрыли вход в пещеру камнем.
Апостол Фома прибыл в Иерусалим спустя три дня после успения Богоматери. Он очень скорбел, что не смог проститься с Ней. Чтобы утешить его, апостолы отвалили камень от гробницы. Однако Девы Марии внутри не оказалось — Она была воскрешена и вознесена на Небо. В тот же вечер Божия Матерь явилась Фоме и остальным апостолам, уверив их в Своём воскресении.
Пресвятая Богородица прожила земную жизнь до глубокой старости, согласно церковному Преданию, — около 72 лет. Церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин считают, что успение Богоматери произошло примерно в 57 году по Р. Х.. С ними согласны святые Андрей Критский и Симеон Метафраст, сообщающие, что Она дожила «до последней старости». Однако точный год успения неизвестен, Предание сохранило лишь его дату — 28 августа (15 августа по старому стилю).
Христиане видят в успении Божией Матери не разлуку с Ней — напротив, после вознесения на Небо Пресвятая Богородица стала Ходатаицей, Покровительницей и Заступницей не только тех, кто Её окружал в земной жизни, но и всех, прибегающих к Её помощи. Поэтому Церковь отмечает Успение Богородицы как великий праздник и особенно тщательно готовится к его встрече: Успению предшествует двухнедельный пост, который по строгости приравнивается к Великому Посту.