Официальный сайт

Пост — мост от повседневности к истинной радости

Чтение Великого покаянного канонаВ четверг первой седмицы Великого поста архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Троицком соборе Краматорска. После чтения канона владыка обратился к молящимся с архипастырским словом.

Настало время, которое дарует нам Святая Церковь для того, чтобы мы могли приобрести в своей жизни тот опыт, который в другое время нам бывает получить или трудно, или невозможно. Ещё в Ветхом Завете для того, чтобы человек учился строить свои отношения с Богом, учился быть Ему благодарным — а без благодарности невозможно научиться и любви, потому что путь к любви начинается с благодарности — был закон, который повелевал, чтобы человек от всего приобретаемого имения приносил в Иерусалимский храм десятую часть. Это была жертва Богу. Тем самым человек осознавал: всё, что он получает в жизни, он получает от Бога, и должен уметь не только получать, но и отдавать.

Преподобный авва Дорофей говорит, что Бог уготовал нам нечто большее сегодня. Когда мы отдаём не просто часть своего материального достатка или имения, которое мы приобретаем в течение года, а часть своей жизни. Часть года — время Четыредесятницы — мы сугубо посвящаем служению Богу и жизни духовной.

В повседневной жизни большая часть времени уходит у нас на земные заботы и попечения. Если вспомнить, сколько времени мы тратим даже на то, чтобы заботиться о своём теле, то окажется, что неизмеримо больше, чем мы тратим на то, чтобы заботиться о своей душе. А в дни Святой Четыредесятницы каждый из нас делает попытку всё перевернуть, сделать наоборот — душу поставить на первое место, сделать так, чтобы забота о душе стала самой первой и самой главной потребностью в нашей жизни. У кого-то это получается лучше, у кого-то — хуже, но именно в этом и смысл Святой Четыредесятницы: чтобы мы хотя бы какое-то короткое время, сорок дней, попробовали пожить так, как мы должны были бы жить всегда. Чтобы Бог стал для нас на первое место, чтобы забота о душе была самой главной заботой.

А для чего это нужно? Если мы сделаем так, как Церковь хочет, что должно произойти с нами в эти дни? Что мы должны понять, почувствовать и получить как результат этого духовного делания? У нас появится опыт того, что радость человек в своей жизни получает не только от вещей земных. Не только когда он посидел за столом, купил что-то новое или был у кого-то в гостях, на свадьбе или где-то прекрасно отдохнул, поучаствовал в каком-либо развлечении. Человек может получать радость от общения с Богом.

Когда на первом месте не тело, а душа — она просыпается, у неё открываются очи. И она начинает ощущать и испытывать ту радость, которую даёт человеку Бог — благодать Божию, которая посещает человеческое сердце. В обычное время, когда в основном всё занято заботами о теле, даже когда мы приходим в храм, благодать, как сквозь броню, не может пробиться к нашей душе, достучаться до неё. Мы как будто в каком-то скафандре. А в дни святого поста через подвиг молитвы, покаяния, обязательно воздержания душа становится доступной для действия благодати Божией, и человек начинает испытывать радость от её присутствия.

Появляется совсем другой опыт, который больше нигде и никогда появиться не может. Человек не с чужих слов, а на своём опыте убеждается в том, что общение с Богом — это радость, и начинает стремиться к этой радости и тогда, когда оканчиваются дни Святой Четыредесятницы. Человек начинает понимать, что все эти подвиги — поклоны, молитвы, пост — не какая-то бессмыслица, которой мы себя напрасно отягощаем, а некий мост, с помощью которого мы можем прийти к самой великой и самой главной радости. Ведь человек так Богом устроен, что может её испытывать. Это состояние в Священном Писании называется блаженством.

Блаженство — это когда тебе ничего не нужно, когда у тебя всё есть. Если тебе чего-то не хватает, ты не можешь быть блаженным, потому что ты страдаешь от этого. Что такое блаженство, мы, может быть, слышали, и слово такое знаем. Но есть ли у нас опыт? Не каждый на этот вопрос может ответить утвердительно. Но для того и даётся пост, чтобы этот опыт появился у каждого. Чтобы каждый это блаженство ощутил и пережил в своей душе и в своём сердце.

Именно для этого всё в дни Святой Четыредесятницы устроено именно так, как мы знаем. И здесь на первом месте отнюдь не перемена рациона и воздержание от пищи — это лишь условие, фон, на котором всё происходит. Все уже давно знают, что еда — не самое главное. Да, она должна быть скромной. Да, трапеза не должна быть излишней. Да, из-за стола нужно вставать, ощущая, что ещё не насытился, чтобы осталась способность молиться, что-то делать, а не сразу захотелось спать.

Но в посту существуют и другие духовные упражнения. Пост невозможен без молитвы. Что такое пост без молитвы? Это диета, это ничто. А молитва — это общение с Богом. Не просто просьба к Богу о какой-то нужде, а общение с Ним. Это попытка быть с Ним вместе. Вот что происходит с душой, когда человек по-настоящему молится. Быть вместе не со своими мыслями, не со своими «хочу», о которых мы молимся Богу. Нужно научиться отстраниться от своих «хочу» и просто побыть с Богом. И тогда душа понемногу начинает открываться для этой радости, которую она ощущает от Божественного присутствия. И пост помогает в молитве. Делает её более сильной, искренней и чистой.

Если просто проводить пост, но не молиться при этом, то ничего не получается. Святая Церковь приготовила для нас много лекарств в дни Святой Четыредесятницы. Очень много молитвословий, таких, как Великий покаянный канон, чтение которого мы сегодня закончили и ещё вернёмся к нему на пятой седмице Поста, и Литургия Преждеосвященных Даров, и особые богослужения, которые каждый воскресный вечер будут напоминать нам о страданиях Господа Иисуса Христа, о той любви, с которой Господь пришёл ко всем нам, ко всему роду человеческому. И таинства Исповеди, святого Причащения, Елеосвящения, которые ожидают нас, и многое другое.

Всё это даётся нам для того, чтобы мы, как через мост, перешли через ту повседневность, в которой ничего этого нет — нет Бога, нет молитвы, нет радости. Церковь хочет научить нас быть благодарными Богу, научить любить Его, научить любить своего ближнего. В этом и есть главный смысл Святой Четыредесятницы. Не просто, чтобы мы чего-то не ели, а чтобы к концу поста мы стали другими, чтобы мы изменились.

Дай Бог, чтобы это произошло с каждым из нас. С кем-то в большей мере, с кем-то в меньшей, но чтобы изменения были в жизни каждого из нас. Потому что если этого не происходит, если жизнь наша не меняется, если всё в ней остаётся, как прежде, то тогда получается, что постились мы зря и так по-настоящему и не поняли, для чего даются эти святые дни. Дай Бог, чтобы дни Святой Четыредесятницы для каждого из нас прошли с пользой духовной, чтобы каждый испытал радость освобождения от греха, жизни с Богом. Аминь.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100