Официальный сайт

15 марта 2016 г.

Нужно постоянно спрашивать себя — я иду к Богу или от Него?

Великий покаянный канон прп. Андрея КритскогоВо вторник первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Покровском соборе Енакиево. После чтения канона митрополит Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Совместная молитва, особенно в такие дни, доставляет радость и наполняет силами. В эти дни Церковь призывает нас оставить все свои заботы, домашние дела для того, чтобы сугубо посвятить время молитве и духовному деланию.

Из года в год первая неделя Святой Четыредесятницы начинается особенным, продолжительным богослужением. Первые четыре дня мы читаем Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Для чего мы это делаем?

В нём Церковь сразу нам даёт ответ на вопрос, для чего нам нужна Святая Четыредесятница — чтобы получить прощение грехов и с чистым сердцем встретить праздник Пасхи. А прощение грехов невозможно без покаяния. Покаяние — слово известное, и что оно обозначает, казалось бы, все мы знаем, но покаянию нам надо учиться. Не так просто бывает осознать, что это такое, а тем более взять на себя этот подвиг.

Канон преподобного Андрея Критского, с одной стороны, рассказывает нам истории разных людей, о которых мы слышали в Священном Писании. Тому, кто читал Ветхий и Новый Завет, знакомы имена и события, о которых вспоминает преподобный. Но это не просто вспоминание людей и имён.

Священное Писание рассказывает нам духовную историю человеческого рода, которая состоит из историй отношений с Богом каждого отдельного человека. И когда мы в свете Священного Писания начинаем смотреть на прошлое, настоящее, пытаемся заглянуть в будущее, а самое главное — начинаем так смотреть на свою жизнь, видим, как строятся наши отношения с Богом, из чего они состоят, мы начинаем понимать, что каждый раз, когда мы делаем выбор, мы выбираем не между «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», а между тем, чтобы остаться с Богом или отдалиться от Него. Не Бог это выбирает: Он даёт право выбора нам. Именно об этом вспоминает преподобный Андрей.

Когда человек согрешает, нарушает закон, он не только делает плохо другому человеку и самому себе — мы знаем, что свойство греха таково, — но ещё и меняет свои отношения с Богом, удаляется от Него. Через покаяние, исправление жизни можно эти отношения восстановить.

Так как мы люди несовершенные, и, по слову апостола, все мы много согрешаем, каждый из нас в своей жизни прошёл через опыт того, что он согрешал и удалялся от Бога. Но осознать, что я грешен, знать, что я делаю плохо, — это ещё не покаяние. Этого недостаточно. Человек должен захотеть вернуться обратно к Богу. Один из учителей Церкви говорил: «Ты упал — падают все. Но если ты упал, и не захотел подняться, то так делают только бесы».

Человек, даже осознав, что он согрешил и отступил от Бога, не должен проводить оставшуюся жизнь в унынии и отчаянии. Он должен встать и снова направиться к Богу, потому что без Бога наша жизнь никогда не сможет измениться.

Нам иногда кажется, что мы ещё что-то можем изменить и исправить своими собственными силами — достаточно только походить на службы, попоститься и почитать молитвы, и если мы всё сделаем правильно, изменения произойдут. Очень много людей так думает и пребывает в иллюзии, что мы меняем что-то сами, зарабатываем себе спасение поклонами, молитвами, постами. Но реально меняется человеческая жизнь только в одном случае: если сердца касается благодать Божия, если к человеку приходит Бог.

Преподобный Андрей хочет, чтобы мы именно так научились смотреть на жизнь — в свете того, идём ли мы к Богу или от Него, потому что без Бога ничего не получится в жизни, ничего не изменится. Только Бог может изменить жизнь по-настоящему. Вы, наверное, делали в своей жизни попытки что-то изменить в себе. Пытались, прикладывали усилия. Вы знаете, насколько это трудно. Иногда мы бросаем менять что-то в себе и начинаем пытаться менять других, потому что это легче. Сами, без Бога мы ничего не можем поменять.

Почему же в нас не происходит перемены? Ведь мы вроде бы и постимся, и молимся. Потому что мы надеемся на эти свои подвиги, мы ими пытаемся заработать спасение. Мы думаем, что это опоры, и, опершись на них, мы можем потребовать у Бога: «Теперь Ты поменяй мою жизнь». Но Бог не приходит в сердце гордого человека. Он гордым противится, а «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).

Нам нужно научиться хотеть быть с Богом, научиться Его ждать, просить Его о том, чтобы Он пришёл и Сам совершил перемену в нашей жизни. Нам нужно научиться признавать собственное бессилие и собственные немощи. Для этого нам даётся Великий пост, и в самом его начале читается Великий покаянный канон. Ведь люди, о которых там сказано, не просто осознавали, что они что-то плохо сделали. Некоторые оставались дальше лежать в своих грехах, но другие пытались встать и найти Бога, Которого они потеряли, чтобы Он Сам изменил и исправил то, что человек разрушил своей неправильной жизнью. Мы тоже должны этому научиться.

Мы не знаем, что можно поменять в нашей жизни. Поменять может Бог, но Его нужно звать, к Нему нужно обращаться. От Него не нужно отступать, даже если ты пал, согрешил. Нужно идти к Нему, постоянно спрашивать себя: иду ли я к Богу или от Него? На каком месте в моей жизни Господь? Или я просто Им пользуюсь в тех случаях, когда мне это необходимо?

Дни Святой Четыредесятницы — это особое время, когда мы можем больше внимания уделить своей духовной жизни, своей душе, чем в остальные дни года. Дай Бог, чтобы это время для нас прошло не бесплодно, потому что, занимаясь какими-то внешними делами, подсчитывая калории и количество съеденного, изучая состав продуктов перед тем, как они попадут к нам на стол, мы часто упускаем самое главное. Мы забываем о том, что жизнь измеряется другими категориями — не тем, что ты съел, сколько поклонов ты сделал и сколько раз был на службе, а тем, научился ли ты любить Бога и ближнего. Именно это должно служить критерием того, чего мы в жизни достигли. Именно об этом должно скорбеть наше сердце, если этого не хватает в нашей жизни.

Не нужно столько времени уделять мыслям и заботам о том, съел ли ты что-то с маслом или без масла, смотреть в первую очередь на эту сторону поста. Она важна, но она не на первом месте. Нужно смотреть на то, люблю ли я Бога, какое место Он занимает в моей жизни. Люблю ли я ближних, всех ли я простил — ведь совсем недавно было прощёное воскресенье. Не держу ли на кого зла? Ведь если мы не прощаем, то и сами прощения грехов получить не сможем. С этой точки зрения нужно смотреть на всё, что происходит рядом с нами.

Если мы не научимся любить Бога и друг друга, мы не сможем войти в Царствие Небесное, потому что это Царствие Любви. Нам там будет скучно, и делать там будет нечего. Дай Бог, чтобы все мы научились этому великому и спасительному деланию, и через покаяние получили прощение грехов, через любовь — познали радость и счастье, а наше сердце было наполнено теплотой, любовью, благодарностью Богу и желанием помогать друг другу.

От всей души искренне поздравляю вас со Святой Четыредесятницей! Помощь и благословение Божии в дни Великого поста пусть пребудут со всеми вами! Храни вас Господь!

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100