Официальный сайт

18 марта 2016 г.

Митрополит Митрофан: Для чего нужен пост?

Для чего нужен постВ пятницу первой седмицы Великого поста, канун памяти вмч. Феодора Тирона, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Троицком соборе Краматорска. В конце богослужения владыка обратился к жителям города с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас со Святой Четыредесятницей и уже практически окончанием её первой седмицы! В основном богослужения этих дней — это чтения и поклоны. А сегодня, в пятницу, посреди постовых служб у нас снова праздник: совершается торжественный молебен, поются тропари и «Бог, Господь…», посреди храма читается канон и освящается коливо.

Такое внешнее отступление от устава и великопостного порядка не случайно. Это память о той заботе о христианах, которую проявил великий мученик Феодор Тирон, и напоминание христианам о том, что они не сами на этой земле, а с ними всегда Господь, Который Своим промыслом заботится о каждом человеке.

Мы знаем, что без воли Божией ни один волос с нашей головы не упадёт — в этом уверяет нас Евангелие (Мф. 10:30). И знаем, что птиц небесных, которые не сеют, не жнут, питает Отец Небесный. И трава, которая сегодня есть, а завтра её нет, одевается краше, чем царь (Мф. 6:25-34).

Свидетельства об этом есть и в сегодняшние дни. Христиане всегда перед праздником Святой Пасхи налагали на себя пост. Это древний обычай. Об этом знали и язычники. И однажды, чтобы огорчить христиан, по повелению правителя все продукты, продавашиеся на рынке, окропили кровью жертв, которые принесли перед идолом язычники в своих капищах. Они хотели после того, как христиане вкусят этой пищи, объявить им, что они ели идоложертвенное, и посмеяться над ними.

Вроде бы безобидная вещь, потому что христианам на самом деле это никак бы не повредило. Мало ли, кто что и чем окропил, и кто при этом что думает? Апостол Павел уже давным-давно сказал, как нужно к этому относиться: идол в мире ничто (1Кор. 8:4), пустое место. И поэтому бояться, что какой-то идоложертвенной кровью окропили продукты, и после этого их нельзя будет есть, христиане не должны. Но всё равно люди огорчились бы, им бы всё равно было неприятно. Они бы не отступили от Бога, но чувствовали бы, что обмануты.

Чтобы этого избежать, великомученик Феодор явился епископу и сказал ему предупредить христиан. А чтобы они не ослабели от голода и могли приходить в храм молиться, он повелел, чтобы сварили пшеницу и после службы раздавали людям— точно так же, как мы сегодня делаем: мы освятили коливо, и вам его будут раздавать после службы. И христиане возрадовались, наверное, даже не столько тому, что у них есть пшеница, сколько тому, что о них есть забота в том мире, который мы называем миром духовным, небесным, что там не всё равно, что с нами происходит. Там о нас помнят и там нам помогают.

Это напоминание в сегодняшний день каждому из нас о том, что, во-первых, всё, что мы делаем, не остаётся незамеченным у Бога. Господь видел, что христиане постятся, и послал Своего мученика для того, чтобы он помог им. Во-вторых, сам по себе пост — не какое-то неважное дело или занятие, а дело богоугодное, потому что если бы было по-другому, зачем небожителю было бы приходить и напоминать христианам о том, что они всё делают правильно, и помогать им в этом, казалось бы, простом вопросе? В-третьих — это напоминание каждому из нас, чем для нас должен быть пост, и какую он нам приносит пользу. А какую?

Во-первых, когда мы постимся, мы исполняем послушание святой матери Церкви, являем себя её послушными сыновьями и дочерьми. И это очень важно, это немало, потому что послушание свидетельствует о любви. Как Адам и Ева могли засвидетельствовать свою любовь к Богу? Мы сегодня слышали во время чтения ветхозаветных паремий: они должны были быть послушны и не вкушать от древа, от которого им Господь заповедал не вкушать. А разве сегодня нам Церковь не заповедует показать свою любовь и быть послушными? Поэтому первый плод поста — это послушание и любовь к Богу. Мы постимся из-за этого.

Почему ещё мы постимся? Потому что нам очень важно научиться ставить духовную жизнь на первое место. Мы это делаем очень редко. Чаще всего повседневные потребности, земные заботы стоят прежде заботы о душе. А в Великом посту мы учимся поступать наоборот: заботу о душе ставить на первое место. Эти уроки нам очень важны и нужны, они помогают нам научиться правильно жить. Правильно было бы не только в Великом посту, а всегда ставить на первое место дело спасения души. Но мы не научимся это делать всегда, если так не будет хотя бы в те дни, которые мы называем днями постными, днями Святой Четыредесятницы. Надо начинать с того, что в эти дни забота о душе, о спасении должна для каждого из нас быть на первом месте.

Почему ещё важно поститься? Потому что когда мы постимся, мы вступаем в борьбу со своими страстями. А страстей много, и борьба с ними непростая. И если сравнивать страсти между собой, то есть чревоугодие, невоздержание, но есть и тщеславие, гордыня, блуд, воровство, уныние и отчаяние, превозношение и осуждение, и язык нужно обуздать. И если их все между собой сравнить, то с чревоугодием бороться легче всего.

А теперь давайте себя спросим: если я не вступил в борьбу с чревоугодием, если я не поборол самую лёгкую страсть, как я смогу, например, обуздать язык, осуждение, тщеславие или гордыню? Ведь это будет гораздо труднее. Поэтому пост очень важно соблюдать — это один из самых первых и простых уроков борьбы со своими страстями. Он необходим для того, чтобы продолжить бороться с другими, более суровыми противниками, которых нам нужно побороть в нашей духовной жизни.

Почему ещё важен пост? Потому что, начав соблюдать его, мы очень многое узнаём о самих себе. А что мы узнаём в первую очередь? Что мы без помощи Божией, сами, своими силами, ничего сделать не можем. До тех пор, пока человек не начал сражаться за свою душу, бороться со своими грехами, ему кажется, что стоит только захотеть, и он сразу от всех грехов избавится. Стоит только начать, и у него сразу всё получится. А когда мы начинаем поститься, трудиться, когда эта борьба становится в нашей жизни реальностью, а не просто намерениями когда-нибудь начать это делать, — мы узнаём, что без Бога ничего не можем, что сами, своими силами мы ничего в своей жизни не сможем поменять.

Здесь у нас появляется то спасительное чувство, о котором говорит Евангелие: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3; Лк. 6:20). Мы начинаем видеть всю свою нищету и беспомощность. Если не будет благодати Божией, никакие наши подвиги, посты, поклоны, молитвы ничего в нашей жизни не поменяют. Меняет только Господь. А Господь может прийти лишь тогда, когда человек осознаёт свою нищету, когда у него смиренное сердце, и он искренне и от души призывает Бога, чтобы Господь пришёл к нему и изменил в его жизни то, что он сам изменить не в силах.

Для чего ещё нам нужен пост? Он помогает нам осознать, что те повседневные потребности, которым мы так служим и которым уделяем внимание, не так уж и важны, что можно без них обходиться. А самое главное, что по-настоящему даёт силу — это присутствие Бога в нашей жизни. Ведь мы сильны не тогда, когда мы поели, когда мы веселы, когда у нас много денег или богатые друзья. Мы сильны, когда с нами Бог. А присутствие Бога в жизни мы ощущаем, когда боремся с грехом, приносим покаяние и смиряемся друг перед другом, делаем добрые дела и проявляем любовь к ближнему. И тогда мы становимся сильными, но не своей силой, а присутствием Божиим в нашей жизни. И это, как никогда, происходит с нами в дни Четыредесятницы.

Дай Бог, чтобы все эти уроки мы выучили, чтобы каждый из них оказался нам на пользу, чтобы дни Святой Четыредесятницы мы провели в труде, любви друг к другу и добрых делах, чтобы не унывали оттого, что иногда нам бывает трудно. Трудно должно быть, мы этого должны заранее ожидать. Если нам трудно поститься, молиться, удерживать себя от греха — это хорошо, это не страшно. Ни в коем случае нельзя от этого унывать и бояться этого труда, а нужно ещё более ревностно трудиться и доводить начатое до конца, как и подобает православным христианам.

Пусть святой великомученик Феодор Тирон, который засвидетельствовал, что Господь видит наши труды, всегда с нами и помогает нам тогда, когда некому помочь, укрепит нашу веру, поможет нести подвиг Святой Четыредесятницы и встретить с радостью праздник Святой Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Всех вас ещё раз поздравляю с этими днями. Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100