Официальный сайт

Екатерина Щербакова, Мария Цырлина

Великий пост: устав против жареной картошки?

Что есть в Великий постКак относиться к пометкам в календаре о еде «согласно уставу»? Если там нарисовано «еда без масла», а я картошку пожарил — то я пост нарушил? Если я не могу поститься не только по уставу, но и по общепринятой мере — надо решать этот вопрос со священником, врачом, или можно ориентироваться по самочувствию? Где здесь граница между разумным послаблением и лукавством? Что делать, если физически плохо от той меры поста, на которой настаивает приходской священник?

 

Гастрономия уже просто утомляет

Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа:

У нас, к сожалению, относительно поста идёт смещение понятий в гастрономическую сторону. Люди переживают, как бы не было молочка в печенье или масла в буханке хлеба, или вот — что делать, картошку на масле пожарил… Одним словом, сплошная гастрономия, и это просто уже утомляет.

Я не вижу греха в том, что человек пожарил картошку, даже если в календаре стоит пометка «сухоядение», то есть — вкушение пищи без елея.

Кстати, окунёмся немножко в историю. Дело в том, что мы постимся, как принято в монастыре. Вообще, у нас весь постовой устав, в том числе богослужебный, по большому счёту, монастырский. Даже на Межсоборном присутствии на самом высоком богословском уровне обсуждают не только вопросы участия в Евхаристии (к счастью, этот процесс наконец-то сдвинулся с мёртвой точки, ведь до сих пор есть священники, которые считают, что достаточно причащаться четыре раза в год), но и вопросы поста.

Пост для монахов, когда постящегося окружают единомышленники, отличается от нашего. Когда толпа людей идёт по пешеходному переходу в одном направлении, остаётся только переставлять ноги — тебя несут в определённую сторону. Так же и в монастыре: когда вокруг братия или сестры, единомышленники, все стремительно продвигаются в духовной жизни — там легче и молиться, и поститься. А человек, живущий в миру, дома у себя в семье может попытаться жить по заповедям — и слава Богу, если вокруг него единомышленники. Но, выходя из подъезда своего дома, он сталкивается с агрессивной средой язычества: люди наши часто суеверны, маловерны… И человеку гораздо сложнее сохранить себя в таком обществе.

Мы, отталкиваясь от сковородки с картошкой, затрагиваем целый спектр серьёзных вопросов и упираемся в целые пласты особенностей духовной жизни.

Подытожу: если человек живёт в монастыре — пусть постится так, как игумен благословил. Если живёшь в миру — то в большей степени, как замечают мудрые священники, нужно поститься информационно. Во время поста желательно выключить телевизор, минимизировать общение с гаджетами — планшетами, телефонами, компьютерами, вообще — интернетом. Нужно взять в руки Библию, почитать святых отцов, посмотреть друг на друга, в конце концов! Обратить внимание на литургическую жизнь Церкви, почаще бывать в храме, чаще, чем обычно, исповедоваться и причащаться — то есть сделать акцент на напряжение духовных сил.

Ну, а пост в плане холодильника — это зависит уже от состояния здоровья. Любой священник подтвердит: на приходах у нас есть люди с сахарным диабетом, гипертонической болезнью, проблемами желудочно-кишечного тракта (гастритами, язвами, колитами, энтероколитами и так далее). И вот как тут быть? Если спрашивать строго: согрешил человек, поев картошки на постном масле? — да, нарушил устав, елей вкусил. А с другой стороны, что лучше: сидеть с голодными болями, приступами спазмов в кишечнике — или, слегка нарушив пост, пойти помолиться, почитать Писание, подготовиться к службе, к причастию? По-моему, ответ очевиден.

Определять меру поста лучше с духовным наставником. И здесь тоже затрагиваем важную тему: духовный наставник, духовный отец или старец? У нас есть только духовные наставники. Наставник — это тот священник, с которым вы можете посоветоваться. Решение принимать в любом случае вам. Никто никого от ответственности не освобождает. Вы можете спросить: отче, как быть в моей ситуации? Он может что-то посоветовать, дать какие-то рекомендации. Если этот священник будет настаивать, приказывать, требовать, то, извините, от этого батюшки нужно бежать, и чем быстрей, тем лучше. Мы не имеем сегодня права требовать или настаивать. Только советовать, давать рекомендации и отвечать на поставленные вопросы. Наверное, лучше всего решать вопросы относительно меры поста с тем священником, у которого регулярно исповедуешься.

Абу-Мина — древний монастырский комплекс в ЕгиптеСПРАВКА

В ранней христианской Церкви представления о посте были и вовсе не такие, как сейчас. Постом считался только полный отказ от приёма пищи. Но так как поститься таким образом больше нескольких дней было не под силу даже самым усердным подвижникам, то пост перед праздником Пасхи в разных христианских общинах длился от нескольких часов до шести дней.

Лишь в IV-V веках появляется продолжительный сорокадневный пост с неполным отказом от пищи. Но поскольку субботы и воскресные дни считались непостными днями, то сорок дней отсчитывали без них. В Иерусалимской Церкви постились, таким образом, восемь недель. Сейчас Великий пост вместе со Страстной седмицей составляет семь недель, но уже начиная с Недели о Страшном суде (сырная седмица) православные христиане не едят мяса, то есть фактически пасхальный пост в разной степени его строгости у нас продолжается тоже восемь недель.

В мнениях о том, каким образом проводить эти сорок дней, поначалу тоже были расхождения. Находились подвижники, которые на протяжении всех сорока дней питались только сухим хлебом и водой, а иерусалимские монахи и вовсе довольствовались мучной похлёбкой. В Страстную неделю древними монастырскими уставами предписывалось или сухоядение, или даже полный отказ от пищи до Пасхи. Между тем, встречалась и практика полностью воздерживаться от пищи с вечера до девятого часа (по-нашему — до 15:00), а затем употреблять любую пищу. В Римской Церкви ели всего два раза в день. Даже позднее, когда уже установились различия между скоромной и постной пищей, во многих церквях сохранялась практика не есть до вечера (её и сейчас придерживаются некоторые монастыри).

По субботам и воскресеньям в древней Церкви пост послаблялся настолько, что разрешалось вкушать рыбу, а в некоторых общинах даже молоко. Но зато довольно долгое время существовал обычай не приступать к таинству Причащения в дни поста — христиане ждали более 40 дней, чтобы причаститься на Пасху.

Интересно, что в Церкви V века в дни, когда разрешалась рыба, ели и птицу, поскольку её тоже не считали мясом. Зато в более строгие дни воздерживались не только от мяса, рыбы, молока и яиц, но также и от плодов (фруктов) — древние христиане считали их чрезмерно вкусной и сытной пищей, которая может нарушить строгость поста.

Несмотря на такие различия в уставах, в одном христиане во все времена были согласны — что в пост следует воздерживаться от осуждения, злых мыслей, а также шуток и развлечений, которые могут свести на нет все подвиги воздержания от пищи.

 

Не нужно выносить разногласия со священником на суд прихожан

Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма св. Царственных мучеников с. Александро-Калиново:

Скажу сначала, что прежде всего человеку нужно понять, что такое пост. Пост — это не только ограничение в еде. Ограничение в еде — это одно из средств, которыми мы пользуемся во время поста.

Поэтому, если в уставе написано, что сегодня сухоядение, а человек, как упомянуто, съел картошку с маслом, он не нарушил пост в целом. Он нарушил требования устава относительно приёма пищи в этот день. Но человек может восполнить это нарушение каким-то добрым делом: более усердной молитвой, миссионерским служением, духовным самообразованием, ограничением в каких-либо своих привычках. Например, не каждый человек может перестать смотреть телевизор даже в Великий Пост, ему нужно слушать хотя бы новости. Тогда пусть он в этом ограничит себя. И если он нарушил устав относительно пищи, но восполнит это нарушение — выключит телевизор, перестанет осуждать или сквернословить, — это будет очень хорошо.

Нарушение поста в пище — это когда человек употребляет пищу животного происхождения. А растительное масло — это нарушение устава. Я считаю, что это тоже нужно исповедовать. Нарушил пост или не соблюдаешь букву устава — о каждом случае нужно рассказать на исповеди.

Главное в духовной жизни — это причастие. К нему нужно готовиться, помимо этого принято соблюдать ограничения в пище. Думаю, относительно поста нужно получать рекомендации у священника, который допускает вас к причастию. С ним все оговорки и послабления приводить к такому общему знаменателю, чтобы и причаститься, и не ослабнуть. Поэтому нужно с духовником советоваться. А ему Господь даёт мудрость распоряжаться так, чтобы это было не лукавство, а необходимое ограничение, связанное с конкретной ситуацией конкретного человека. Чтобы у прихожанина не было препятствий для причащения. Если так определять меру поста, тогда удастся избежать лукавства с самим собой.

Я не встречал таких жёстких священников, которые требовали бы от прихожан поститься выше их сил. Все понимают свои собственные немощи и немощи прихожан. Как поступить в упомянутом случае? — не нужно отступать. Нужно общаться со священником. Выйти на открытый диалог вне богослужения. Лучше спросить: у меня такая-то ситуация, когда я могу прийти к вам во внеслужебное время, чтобы вы могли выслушать меня, а я — вас? И когда эта встреча состоится, высказать всё, что наболело на душе, и выслушать всё, что скажет священник.

Если удастся найти общий язык — замечательно, если нет — есть выход. В каждом благочинии есть духовник, у которого исповедуется священник. Каждый человек вправе обратиться к духовнику благочиния. Есть духовник епархии, к которому вы тоже имеете право прийти со своей проблемой. Я думаю, что среди этих трёх священников найдётся тот, кто сможет понять вас и правильно, с любовью подойти к решению вашей проблемы. Но начинать нужно именно с разговора со своим священником. Без разговора с ним, без личной встречи нельзя. Нужно донести до него вашу точку зрения, выслушать его аргументы в защиту своей — и не выносить эту дискуссию на широкий суд прихожан. Это личное дело между вами и священником, дело вашего личного духовного роста.

Соловецкий монастырьСПРАВКА

На Руси в старину в Великий пост ели варёные брюкву и репу, пили квас и горячий сбитень. Лакомством считались свёкла и мёд. Поскольку традиционным обычным кушаньем была каша, часто даже без мяса и зелени, то в пост, ограничивая себя в приёме пищи, ели кашу без соли и масла. В благочестивых семьях был принят детский пост — вопреки уставу, запрещающему такую практику, вместе со взрослыми постились все дети, отнятые от груди.

Несмотря на предписания церковного устава, сегодня в Русской Церкви даже в монастырях каждый сам определяет для себя меру поста: в первые (самые строгие) дни поста пищу принимают келейно. На столах полагаются хлеб, отварной картофель «в мундирах», квашеная капуста, нарезанный репчатый лук, узвар, и каждый берёт себе то, что ему нужно. Кто-то принимает пищу лишь вечером, а кто-то ест несколько в день. Традиционно монастырские уставы в русских обителях менее строгие, чем на востоке: в условиях холода нужны большие затраты энергии, которые восполняются приёмом пищи. Соловецкий устав допускает в Великом посту вкушение рыбы во все дни, когда служится полиелей — каждое воскресенье и в дни памяти особо почитаемых святых.

 

Пост должен быть таким, чтобы не хотелось грешить

Священник Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма, г. Горловка:

Церковь, заботясь о нас и имея многовековой опыт духовной жизни, делится с нами этим опытом. За много лет сформировались определённые правила церковной жизни. Собрание таких правил называется уставом. Там есть замечания относительно того, как и когда совершать богослужения, крестное знамение, поклоны. В том числе там предлагаются определённые нормы поста.

Церковный календарь, со ссылкой на устав, приводит эти нормы. Поэтому мы можем найти в календаре пометки на каждый день поста: пища с растительным маслом, без масла, сухоядение. Сразу нужно заметить, что большая часть правил устава выработана в древних монастырях, поэтому указания о посте носят особый аскетический характер. И чтобы правильно применить пищевой пост к себе, нам нужно помнить о том, что мы своё тело не убиваем, а усмиряем. Отсюда каждый может сделать вывод о частной норме поста.

Иными словами, пост должен быть таким, чтоб нам не хотелось совершить какой-то привычный греховный поступок. Но в то же время, поститься мы должны так, чтобы нам хватало сил для молитвы, работы и добрых дел, которым в особенности нужно уделять сейчас внимание. Если человек постится так, что у него нет здоровья пойти на работу или на службу, нет сил общаться с близкими, то какая польза от такого поста? Или если он с утра не съел кусок мяса, а потом «съел» человека? Какая польза от поста тому, кто начал чрезмерно строго поститься, на полпути изнемог, попал в больницу и не дошёл до его финала — праздника Пасхи Христовой? Странен пост, приводящий к таким результатам.

Поэтому меру поста каждый должен выбирать ещё и по своим силам. Как это сделать? — по своей совести. Нужно, чтобы пост стал нашим помощником в выполнении главной задачи: избавиться от греховной зависимости и стать немного лучше.

СПРАВКА

Иерусалимский устав, которым сейчас пользуется Русская Православная Церковь, — не единственный. Существуют, к примеру, Студийский, Греческий уставы (который включил в себя Иерусалимский и Константинопольский), в разных странах также соблюдаются местные великопостные традиции.

Великий пост в ГрецииТак, у греков время Великого поста воспринимается как праздник — время духовного очищения, которое должно быть всегда радостным. Поэтому в первый день поста (понедельник первой седмицы) устраиваются гуляния, люди празднуют и запускают бумажных змеев в виде орлов. У греков это символ полёта души к Богу на крыльях молитвы и покаяния. Этот день в Греции — официально выходной. Многие проводят его на природе, где вкушают, конечно, только постную пищу. А заговенье на мясо в Греции начинается не в воскресенье за неделю до Великого поста, а в четверг сырной недели. У греков есть не только пасхальное приветствие, но и особое приветствие в дни Великого поста. Друзья и знакомые при встрече говорят: «Кали саракасти!» — «Лёгкого вам поста!»

Отличаются и греческие постовые богослужения: канон преподобного Андрея Критского читается только на пятой неделе поста, а не на первой, и нет таких продолжительных служб, как в Русской Церкви. А вот акафист Божией Матери читается не один раз в Субботу акафиста, а каждую пятницу. Длительные богослужения есть только в монастырях. Кстати, попасть в монастырь в дни Великого поста — дело трудное: ворота обителей закрывают на засов и открывают только на время служб, чтобы в остальное время никто не отвлекал монахов от молитвы. После богослужений прихожанам традиционно предлагают чашечку кофе — излюбленный в Греции напиток.

Большинство греков соблюдают пост очень строго. На первой неделе закрываются магазины и рынки. По пищевым предписаниям греческий пост практически не отличается от нашего. Традиционные великопостные блюда — суп из тахини (молотого кунжутного семени) с лимоном и зеленью, суп «хусаси» из сухофруктов с мёдом и бобовая каша. Вместо подсолнечного масла в Греции употребляют оливковое. В понедельник первой седмицы пекут особый великопостный хлеб. Главным лакомством поста считаются финики и орехи.

Так как греки живут в окружении Средиземного, Ионического, Эгейского и Ливийского морей, они очень любят морепродукты, которые здесь есть в изобилии. Для того чтобы их можно было без всяких колебаний употреблять в пост, согласно афонскому уставу они даже считаются морскими растениями. В монастырях Кипра на трапезах традиционно подают вареных осьминогов с травами. А вот рыбу в Великом посту позволено вкушать всего один раз — либо в Вербное воскресенье, либо на Благовещение.

Со Страстной Пятницы в Греции начинаются выходные, которые продолжаются до вторника Светлой седмицы. Христиане заполняют храмы, стараясь не пропустить ни одного богослужения. Церкви не закрываются круглые сутки для того, чтобы каждый в любое время смог прийти помолиться. Наступление Светлого Христова Воскресения греки встречают, конечно же, с несравнимо большим торжеством, чем начало Великого поста — тогда в домах и на улицах этой страны начинается настоящий праздник.

Великий пост в ЕгиптеХристиане Египта в пост употребляют традиционные арабские блюда — бобы фава (вид стручковой фасоли) и фалафель — котлеты из гороха нута с приправами, рис с орехами и овощами и бамию (съедобное однолетнее растение семейства мальвовых). Трапеза не обходится без баладийского хлеба — круглых лепёшек из непросеянной муки, обвалянных в молотой пшенице. Лепёшки макают в соусы баба гануш (баклажанное пюре с оливковым маслом и чесноком), хумус (гороховая паста) и тахини (паста из кунжутных семечек). К каждому блюду подают традиционный египетский салат из помидоров с кориандром, мятой, зелёным острым перцем и луком, заправленный чесночным маслом.

В Испании у православных христиан существует обычай на первой седмице Великого поста не есть ничего до первой Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает в среду, а некоторые воздерживаются от пищи и всю неделю. Основа постного стола православных испанцев — спаржа, чечевица и оливки.

Православные христиане Ливана в дни особо строгого поста не едят ничего с 12 дня до 12 ночи, разрешено лишь пить воду. Этот обычай они восприняли от Древней Церкви. В остальное же время суток постящиеся жители Ливана питаются фалафелем, пюре из бобовых, пастами из овощей, салатами фаттуш и табуле, приготовленным на основе молотой пшеницы и зелени с лимонным соком и оливковым маслом. Одно из популярных блюд — булочка питта с хумусом или мутабалем (баклажанным пюре).

Больше всего любят пост в Эфиопии. В Эфиопской Православной Церкви миряне постятся около 180 дней в году, а священники гораздо больше —250. Кроме Великого, Рождественского, Успенского и Петрова постов в Эфиопской Церкви также есть трехдневный пост Ниневии и пост Пророков, длящийся 43 дня. В пост принято вкушать только растительную пищу и только после полудня. Постные трапезы всегда бывают общими — каждый день в три часа дня христиане собираются в храмах для вкушения пищи. Неизменный атрибут постного стола — острый соус бербер из перца.

В Сербской Православной Церкви отношение к посту, напротив, менее строгое. Рыба считается постным продуктом. Основу постной кухни составляют традиционные блюда, которые в дни поста готовятся без скоромных продуктов. Например, монастырская сарма — голубцы с рисом, укропом и мятой, но без мяса. Готовят также айвар (смесь из перца, помидоров и баклажанов), проя (кукурузный хлеб), качамак (каша из кукурузной муки), пребранац (запеканку из фасоли) и постные сладости: рогалики с медом, пахлаву и торт с вишней.

В Грузии, где кухне придаётся особое значение, количество блюд, употребляемых в пост, — не меньше, чем в непостные дни. Их основу составляют фасоль, баклажаны, разные виды капусты, свёкла, помидоры. В ход идёт множество трав: крапива, чина, мальва, джонджоли, портулак, молодая ботва свёклы и цветной капусты, а также зерновые — полба-зандури, чумиза, рис, кукуруза — и, конечно же, приправы и специи. Овощи едят сырыми, вареными, печёными, жареными, тушёными, маринованными или солёными. Одно из самых популярных постных блюд Грузии — лобио, которое готовится из фасоли. Лобио насчитывает несколько десятков видов.

Подготовили Екатерина Щербакова и Мария Цырлина

Читайте также:

Зачем нужен пост, если христианство — это свобода?

 

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100