Радостных моментов в земной жизни Иисуса Христа было не много. Он приходит в мир, чтобы разделить с человечеством его страдания, именно поэтому большую часть Своего времени Он проводит с людьми грешными, обездоленными, несчастными – чтобы преобразить их жизнь. Свою Божественную природу Он тоже показывал в немногих событиях. Одно из них мы празднуем сегодня:
1. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних,
2. и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте.
6. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Важны слова Петра: «Господи, хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4). Это мысль многих христиан, которые также желали увидеть в своей душой Фаворский Свет и преобразиться самим в нового человека, который уже жил бы духовной жизнью, постоянно пребывая с Богом.
Мистико-аскетическая книжность предлагает длинный путь восхождения к вершине боговидения, символом которого мог бы стать путь апостолов на гору Фавор. Божественный Фаворский Свет никогда не оставлял и не оставляет человечество, Он и после являл Себя многим людям, многим святым, в том числе святителю Григорию Паламе и преподобному Симеону Новому Богослову, через письменное наследие которых мы узнаём об этом опыте. Все песнопения и чтения праздника Преображения пропитаны Светом и взыванием к Господу, чтобы Он и нам дал видение Света Своего Присносущного.
Иеромонах Паисий (Шинкарёв), клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки:
Стяжание этого Света является целью христианина. Это состояние называется богообщением. Наша цель — достижение такой полноты богообщения, при которой мы самым тесным образом приобщаемся к Божеству. Господь взял на гору избранных из избранных, и то состояние, в котором находились апостолы, было лишь залогом полноты богообщения. Мы же призыв к полноте слышим каждую литургию: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Вопрос лишь: откликнемся ли мы на этот призыв?
Преображение человека в результате приобщения к Богу в святоотеческой литературе называется по-разному — «богоусыновлением», «богоуподоблением», «изменением в бога», «обожением».
Идея «обожения» (θεοσις) — центр жизни христианства, вокруг которого вращались и вращаются все вопросы догматики, этики и мистики.
В Евхаристии человек и душой, и телом соединяется, приобщается Богу. Это видно из молитв, которые мы читаем после Причастия: «душу освяти, тела наши очисти», «пройди во все суставы, в утробу (внутренности), в сердце».
Когда Господь касается сердца человека, то настаёт ощущение света, покоя, мира. Особенно мы ощущаем этот покой в храме, при мерцании лампад и свечей, участвуя в происходящем священнодействии — но затем мы возвращаемся в мир, в суету… Задача наша — преобразиться, изменяя вектор нашей жизни от суеты к покою, к Богообщению и обожению, откликаясь как можно чаще на призыв Божий соединиться с Ним в Божественной Евхаристии и вместе с Петром повторять: «Господи, хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4).
Цитата дня
«
Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.