Мы помним чудесное Рождение Пресвятой Девы в семье престарелых родителей — праведных Иоакима и Анны, которые долгое время из-за своего безчадия терпели насмешки и клевету со стороны многих людей. Введение — это смысловое продолжение праздника Рождества Пресвятой Богородицы и начало празднования Рождества Христова: уже поются слова святителя Григория Богослова: «Христос рождается — славите, Христос (грядет) с небес — встречайте, Христос на земле — возноситесь!»
Об истории этого праздника мы узнаём из христианского апокрифа — протоевангелия Иакова, которое стало частью церковного предания. Его отголоски вошли в богослужение.
Престарелые родители не могли уже воспитывать маленькую девочку и отдали Её в храм, посвятили Богу.
Иерусалимский храм окружали 15 больших ступеней, поднимаясь по которым, священники и левиты пели сборник из 15 особых псалмов, называемых «Песнь восхождения». Несмотря на высоту этих ступеней, маленькая девочка сама преодолела их, движимая любовью к Богу.
В принципе, это посвящение не было чем-то особенным. В храме располагалась так называемая женская часть, где жили вдовицы и молодые девы, которых отдавали в Божий дом на воспитание, Богородица не была исключением. Однако первосвященник Захария видит трёхлетнюю девочку и говорит: «Сможет ли храм Её вместить, Ту, которую проповедовали пророки?!» Он берёт Её за руку, и происходит немыслимое: он вводит Её в Святая святых — особое помещение в храме, куда первосвященник мог входить один раз в год с жертвой за весь народ израильский. Это событие имеет пророческий характер, потому что Ей самой предстояло стать Святая Святых — вместилищем Бога.
Ведение во храм Богородицы — один из этапов перехода от Ветхого Завета к Новому. Она входила в Ветхозаветный храм, но наполняла его Своей благодатью, так говорится в текстах богослужения, и эта благодать, которую Дева внесла в ветхозаветный храм, присутствует во всех храмах новозаветных.
Сегодня мало кто посвящает детей Богу, но приводить их в храм — тоже наш долг. Воспитывать их при храме, отдавать в воскресные школы, чтобы они учились Закону Божию и умели следовать этому закону.
Многие спрашивают: зачем приводить в храм ребёнка или допускать его к участию в таинствах, если он ещё ничего не осознаёт? Ребёнок не осознаёт рационально, но на уровне чувств он воспринимает благодать Божию, которая его укрепляет и освящает. По мере возрастания ребёнка возрастает и его молитва и благоговейное отношение к храму. Он уже относится к храму, к таинствам, как к чему-то родному.
Праздник Введения во храм заставляет и нас задуматься о нашем отношении к храму. Как часто мы его посещаем? Уделяем ли мы достаточно времени Богу? Многие думают, что время, проведённое в храме, — это время, потраченное зря. Но те, кто так думает, глубоко ошибаются, ведь общаясь с Богом, участвуя в таинствах Церкви, человек получает Божественную поддержку, силы для исполнения евангельских заповедей, силы для борьбы со грехом, силы для основной борьбы человека — борьбы с самим собой.
Цитата дня
«
Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.