Официальный сайт

Протоиерей Александр Александров

Уроки Страстной седмицы: Великая Cреда

ПредательствоКаждая неделя Великого поста была посвящена раскрытию той или иной мысли, которую мы должны усвоить не только умом, но и сердцем. На Страстной седмице счёт идёт на дни. Церковь предлагает нам пережить события последних дней земной жизни Спасителя. Чему они нас учат? Вот что вынес для себя из богослужений Великой Среды протоиерей Александр Александров, настоятель храма святой Марии Магдалины г. Горловка. 

— В первую очередь в Великую среду нужно вспомнить, что именно произошло в этот день. Случилось предательство, великое по своей сути: предали Христа — Бога, воплотившегося ради спасения всего человечества. Совершилось предательство подлое, потому что предал ближайший ученик и друг Христов — тот, кого Спаситель пытался до последнего момента вразумить, побудить одуматься.

Мы осуждаем предательство Иуды, но ведь часто и сами предаём Христа — своими поступками, поведением; тем, что стесняемся Его исповедовать, жить по Его заповедям; тем, что не хотим быть в миру не такими, как все. Предаём близких и друзей в угоду той или иной ситуации. В Страстную среду нужно задуматься: как мы живём? Христовым путём идём — или путём Иуды, предавая Спасителя, идя на компромисс со своей совестью, с падшим миром? Исходя из ответов на эти вопросы, сделать выводы о том, как нужно жить, в каком направлении вести работу над собой.

Церковь в этот день через богослужение и тексты Священного Писания напоминает о том, что предательство Христа всегда заканчивается для человека плачевно. Временно кажется, что всё получилось, что, как Иуда, человек получил какую-то выгоду: у него и Синедрион в друзьях, и высшие чиновники, и материально выиграл. Ведь по тем временам сумма, которую заплатили за предательство, представляла собой немалые деньги, Евангелие говорит, что за них можно было землю купить в Иерусалиме. Но чем всё закончилось? Мучениями совести, потому что её голос — это голос Христа в человеке, он никогда не умолкнет. Его ни за какие блага и земные удовольствия не купить. И потому любое предательство, особенно предательство Бога, оборачивается против человека.

В нынешний день нам надо об этом размышлять, как бы ни было тяжело. Если мы посмотрим на евангельскую историю, то увидим, что апостолы разделились на два лагеря: в одном был Иуда Искариот, который в угоду миру предал Христа, в другом — апостолы, которые остались с Ним. Казалось бы, последние были в проигрыше, но после Воскресения Христова они приобрели высочайшее благо и богатство. А Иуда, который вроде бы получил больше, остался ни с чем. И это важнейший урок, который даёт Церковь в этот день — день, который нужно прожить, сверяя своё существование с Евангелием и голосом совести.

Как провести нынешний день Страстной седмицы, чтобы максимально полно прочувствовать, прожить события, совершившиеся более двух тысяч лет назад? Обязательно нужно побывать на богослужении. Вне литургии этого дня очень сложно проникнуться духом Великой среды. Всё богослужение Церкви направлено на духовное воздействие на человека. Тексты, песнопения, даже цвет облачения и убранства храма — всё настраивает на особый, высокий лад, на размышления о величайшей трагедии, произошедшей в этот день.

Конечно, в современном мире, с его скоростью и суетой, человеку очень тяжело побывать на всех богослужениях Страстной недели. Многие в этот день находятся на работе. Как быть им? Здесь очень важно иметь самоконтроль и понимать, что в этот день происходит. Ведь часто бывает: работают руки, но голова-то нам принадлежит. И поэтому в этот день, даже занимаясь своими рабочими или служебными делами, можно выкроить минутку, чтобы подумать о том, что происходит, помолиться — насколько позволяет ситуация.

В любом положении необходимо помнить о том, кто мы есть. Ведь мы христиане не только на богослужении, в храме. Мы христиане круглосуточно. У нас могут быть выходные как у работающих или служащих людей, но не как у христиан. В любой ситуации мы остаёмся учениками Христовыми, и об этом необходимо помнить. Желательно в этот день, если нет возможности побыть на службе, прочитать Священное Писание или хотя бы его послушать — благо, современные средства позволяют это осуществить с лёгкостью.

Бывает, что человек проникается событиями Страстной среды, осознаёт, что он действительно по отношению ко Христу — предатель. Потрясён этим. Как же ему быть? Пост заканчивается. Неизвестно, попадёт ли он на исповедь до Пасхи. Есть ли утешение? — Есть, ведь жизнь не заканчивается Великой средой и Страстной седмицей. Подвиг не завершается в конце этой недели. В ранние века первых христиан называли постниками — всех без исключения. Ведь пост заключается в чём? В начале Четыредесятницы христиане слышали церковное песнопение: «истинный пост есть отчуждение злых», — то есть, это отказ от злого образа жизни, а не от какой-то пищи.

Воздержание от определённого вида еды — это не весь пост. Это часть поста, это инструмент для его осуществления, но не цель. Никогда Церковь не ставила перед человеком задачу не есть колбасы в течение определённого времени. Цель поста — сокрушение духа и сердца. Если человек приходит к пониманию того, что он в своей жизни и поступках стал предателем Христа — это начало покаяния. Когда верующий понимает, что живёт неправильно, раскаивается в том — это и есть начало поста. При этом он может есть и мясо, и другую скоромную пищу. В этих мыслях и переживаниях заключено начало его изменения — и не важно, в какой день недели или в какое время года оно наступит. Для того чтобы приносить Богу покаяние и изменять свою жизнь, не надо ждать поста. Ведь если мы испачкались, то не ждём вечера, чтобы сменить одежду, мы делаем это сразу же. И не ждём какого-то банного дня, чтобы вымыть руки, но моем их по мере загрязнения.

Евангелие учит нас не только проживать события вместе с Церковью как ныне происходящие, оно помогает и в обыденной жизни. Порой люди, столкнувшиеся с предательством, спрашивают: что делать? Христос учит прощению и любви. И понятно, что нужно поступать, как Он. Но как быть, если не получается?

В этой связи есть замечательные слова апостола Павла: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных» (Рим. 15:1). Нужно в первую очередь посмотреть на человека как на образ и подобие Божье, как на своего собрата. И подумать: а как бы поступил я? Мы ведь тоже порой предаём, идём на компромиссы со своей совестью, но почему-то себе это прощаем, а ближнему — не можем. Нужно поставить себя на место этого человека, понять, что он — немощный сосуд, такой же, как и я. Если мне тяжело, значит, и ему тоже. Значит, надо его пожалеть нужно, а не осуждать, не клевать. И вот если христианин будет честно смотреть на себя и свою жизнь, то не будет осуждать другого, не сможет ждать момента для мести — понимая, что тот такой же. Если я спотыкаюсь, почему он не может? Просто вышло, что он споткнулся через меня.

Второй момент — нужно всегда выносить из всего для себя урок. У нас два выхода из любой ситуации. Либо озлобиться и носить в себе обиду на событие или человека, повинного в нём, — либо сделать выводы, получить урок из произошедшего и жить дальше. Если я купил ботинки, и они порвались — да, можно плакать над ними, жалеть потраченные деньги и усилия на их добывание. А можно сделать вывод: не покупать больше обувь в этом магазине или такого-то производителя. Итог один: порванные ботинки. Эта ситуация произошла, они не станут новыми, целыми, но что останется в моём сердце после этого — зависит только от меня. Так нужно себя вести и по отношению к своему ближнему. Можно злиться — а можно отпустить человека. Стать сильней, опытней, и идти дальше.

Записала Екатерина Щербакова

Читайте также:

Уроки Страстной седмицы: понедельник и вторник

 

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100