Официальный сайт

Протоиерей Георгий Музыка

Зачем молиться, ведь Господь знает наши нужды?

Потолок Сикстинской капеллы. Сотворение Адама. Фрагмент

Потолок Сикстинской капеллы. Сотворение Адама. Фрагмент

Христос сказал ученикам, что Отец Небесный знает, в чём они нуждаются. Зачем же тогда просить чего-то у Бога? Зачем вообще молиться? Отвечает протоиерей Георгий Музыка, настоятель Пантелеимоновского храма в пос. Малотарановка Краматорска.

Молитва — это способ общения с Богом. В этом диалоге человек может открыть Ему все свои чаяния, мечты и просьбы. Но, заметьте, в диалоге, а не монологе. Некоторые любят именно монолог. А иные обращаются к Нему, только чтобы просить, загибая пальцы: «Дай мне и то, и то, и это».

Человек должен созреть для молитвы, прийти в особое состояние. Очень важно осознать, что наших физических и духовных сил недостаточно, чтобы что-то изменить как в своей жизни, так и в жизни наших детей или близких. Нужно прийти в состояние разбойника на кресте, который говорит: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23:41).

Когда христианин ошибается и осознаёт свои ошибки, он раскаивается и говорит: «Господи, я не хочу так жить, так поступать! Помоги мне!» Человек, совершивший грех, обычно понимает, к Кому и куда он должен обратиться, чтобы такого в его жизни больше не повторялось. Есть Бог, Который направит и поможет, есть Церковь, где подскажут и научат молитве, покажут пример для подражания — наших святых.

Вспоминаю эпизод из жизни святого Сисоя Великого. Он лежал на смертном одре и что-то шептал. У него спросили, кем он беседует. Подвижник ответил, что с ангелами, которые пришли за ним: он просит их дать ему ещё времени на покаяние. Ученики поразились: есть ли в том нужда? — И он ответил: «Не знаю, положил ли я начало своего покаяния». То есть человек верующий осознаёт свою немощь в борьбе с грехом. Конечно, такая осознанность приходит не сразу. Всё познаётся на практике.

Нужно понять ценность общения с Богом. А не так, что: «Господи, дай мне то и это!» — отвернулся и пошёл, и Бог уже не нужен. Или: «Господи, Ты в мою жизнь войдёшь тогда, когда я Тебя позову». Нужно сделать Христа центром своей жизни. Тогда и жизнь будет складываться совсем по-другому.

Молитва бывает разная: покаянная, благодарственная, в радости, в горе. Можно просить не только о себе, конечно же. Мы вправе обращаться к Своему Создателю со своими просьбами. Как обращаться? — как дети. В прямом смысле этого слова. Дети умеют выпрашивать себе желаемое, причём с успехом. Недавно вычитал в сети анекдот: девочка приходит в садик в красивом платье. Подруги спрашивают: «Что, купили?» — «Нет. Наревела!» Так и мы: можем вымолить у Бога многое. Он даст. Но важно помнить: человек не всегда может предвидеть, насколько полезно будет то, что он выпросил. И второе: мы не всегда можем правильно распорядиться тем, что вымаливаем.

Господь всегда рад нашей молитве, потому что хочет с нами общаться. Почему многие преподобные отцы уходили от мира в безлюдные места — пещеры, лес, горы? Чтобы настроить себя на диалог с Богом. Когда я и мои сверстники были молоды, считалось модным ходить с радиоприёмниками, «Спидолами», и «ловить волну». Как точно нужно было отрегулировать их, чтобы найти в конце концов нужную частоту и послушать музыку! Так и в молитве: человек должен настроить себя на волну Бога, чтобы услышать Его голос. Именно для этого уединялись святые отцы: чтобы ничто не могло нарушить этот настрой, не отвлекало от общения с Всевышним.

Молитва предполагает изменение мировоззрения, восприятия бытия. Без этого изменения ничего не произойдёт. Когда мы откроем своё сердце Богу, перестанем, образно говоря, загибать пальцы, заказывая у Него желаемое, — тогда получится диалог, о котором мы говорили ранее.

Так что молиться — нужно. Да, Господь всеведущ. Но Ему важно наше желание обращаться к Нему, наше доверие. Вспомним историю Адама и Евы. Разве не знал Господь, что они ошибутся и согрешат? — конечно, знал. Но Он не оставил их, не бросил как результат неудачного опыта, а даровал им спасение. Будем же держать в сердце образ раскаявшегося разбойника, дабы не стать старшим сыном из притчи, которому нужно больше, чем ему дано.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100