Официальный сайт

Протоиерей Николай Марковский, Мария Цырлина

День чёрной кошки

День чёрной кошки17 ноября — международный день защиты чёрных кошек от притеснений со стороны приверженцев популярного суеверия. Заодно повод попраздновать есть у тех, кто борется с верой в приметы.

Где бы ни прошла кошка с чёрным окрасом шерсти — в Украине, России, Италии, Франции, Америке или Китае — везде в неё полетят пусть не камни, но недовольные взгляды. Многие, увидев несчастное животное, плюются, разворачиваются и уходят. Причина — в суеверии, согласно которому перешедшая дорогу чёрная кошка сулит всяческие неприятности.

Хотя сейчас чёрных кошек уже не сжигают на кострах вместе с ведьмами, как было каких-то триста лет назад, активисты обществ защиты животных всерьёз обеспокоились невниманием к чёрным кошкам и некоторым оскорблением их достоинства. Ведь, согласно статистике, чёрных котят реже забирают из приютов, чем животных другого цвета, а значит, бедным кошкам ничего не остаётся, как жить на улице и переходить дорогу…

Первыми дату 17 ноября как день защиты чёрных кошек ввели итальянцы — именно этот день, да ещё случившийся в пятницу, считается у них несчастливым. Второй раз борются с суевериями 23 ноября, в день вставания с той ноги. Отмечать его принято высмеиванием веры в разные приметы.

День чёрной кошкиПока впереди всей планеты в вопросах уважительного отношения к чёрным кошкам идёт Великобритания: англичане, шотландцы и ирландцы единодушно верят, что кошачьи этого цвета приносят удачу, потому и не обижают их, а даже наоборот стараются взять к себе в дом. По этой же причине уважают чёрных кошек и моряки.

Немного отстают от англичан немцы: они верят, что животное, переходящее дорогу слева направо, сулит счастливый день, а вот наоборот — неприятности. Впрочем, побеждать одно суеверие другим зоозащитники не намерены и в этот день борются не только с нелюбителями чёрных кошек, но и вообще с нелепой верой в приметы, из-за которой порой страдают ни в чём не повинные животные.

Приведём лишь некоторые факты жестокого обращения с животными из-за веры в приметы:

  • Первые суеверия возникли на заре языческой веры в тотемных животных, а первыми оберегами были зубы определённых обитателей фауны. Люди охотились и истребляли редкие виды тигров, медведей, рыб ради того, чтобы завладеть их зубами, а заодно — поймать за хвост неуловимую и призрачную удачу. Так как удача всё не ловилась, зубов добывалось всё больше, люди увешивали себя ожерельями из них. Дальше в ход шли хвосты, перья, лапы, кости и шкуры. Правда, ходили такие «счастливчики» почему-то не всегда с улыбкой от несказанного везенья, но это не мешало распространению суеверий и истреблению животных.
  • С 600 года нашей эры и по настоящее время в Европе существует суеверие, согласно которому удачу приносит кроличья лапка. Кролик, чья лапка будет приносить удачу, должен быть убит особым образом на кладбище. Сегодня это суеверие необычайно распространено в США, где истребляются тысячи кроликов.
  • До сих пор чёрных кошек ловят и убивают для своих ритуалов те, кто считают себя колдунами и магами. Особенно много животных пропадает на Хэллоуин и в пятницы, 13. В отличие от европейцев, нашим людям вовсе не угодить с цветом кошки: несчастливыми у нас считаются также белые и серые животные, если они перебегут дорогу. Не будет счастья и тем, кому перешли дорогу белка, лиса, чёрная собака, любого цвета крыса или кролик (сзади). В общем, лучше не перебегайте дорогу.
  • В Древнем Риме и позже у славян вестником несчастий считалась сова. Доподлинно неизвестно, как обстояло дело с людьми, повстречавшими сову, но для самой совы эта примета сбывалась в 100% случаев: если птицу видели на улице, её убивали и затем сжигали.
  • У нас убивают лягушек на приусадебных участках, считая, что они приносят бородавки. На самом деле, с медицинской точки зрения, это чистой воды вымысел. Зато некоторые жабы действительно ядовиты, и прикоснувшись к ним, можно получить ожог кожи.
  • В Европе и у нас распространено много примет о петухах. В случае плохих примет петухов убивают, чтобы избавиться от несчастья.

 

Вера в приметы

Почему люди верят в приметы?

Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма в Зайцево:

Для начала нужно знать историю суеверий. Большинство из них пришли к нам из Средневековья. Возьмём для примера некоторые. Первое из них — вера в негативное влияние чёрной кошки. Многие люди боятся чёрной кошки, обходят её стороной. Объяснение здесь довольно простое. В средневековой Европе бушевала чума, и её переносчиками были крысы. Там, где крысы, разумеется, и коты.

Люди сторонились котов, боясь заразиться чумой. Чёрная кошка в сумерках была незаметной, и когда человек в сумерках либо ночью встречал чёрную кошку, это вызывало панику. Оттуда и пошла боязнь чёрных котов. Впоследствии она трансформировалась в суеверия, что чёрный кот — воплощение нечистой силы, и прочие, хотя ничего страшного в этих бедных животных, которых истребляли тысячами, нет.

Возьмём другое распространённое суеверие — просыпать соль. Многие люди считают, что это к ссоре. Соль на Руси стоила очень дорого, ценилась практически на вес золота. Позволить себе эту приправу могли только богатые люди. Солянка выставлялась только перед почётными гостями. Если гость рассыпал соль, это было выражение крайнего неуважения к хозяину. Такое неуважение, безусловно, вело к ссоре. С тех времён к нам пришла эта примета.

Напоследок возьмём популярную примету посидеть на дорожку. На первый взгляд, абсолютно безобидное суеверие. В древности люди верили, что всем управляют духи. Были так называемые духи дома. Чтобы эти духи не увязались за человеком, который уходит из дома, их отвлекали тем, что садились.

Православный христианин, который ходит в храм, верит в благодать Божию, должен относиться ко всем этим суевериям с улыбкой. По сути, суеверия — проявление язычества. Если мы находимся под защитой Господа, Пресвятой Богородицы, святых угодников, Ангела-Хранителя, нам ли бояться чёрной кошки, просыпанной соли или разбитого зеркала? Всем управляет Господь, Его милость.

 

День чёрной кошкиКак защитить себя от примет?

Не следует пытаться защититься от действия примет и от неприятностей булавками, амулетами, или, «православный» вариант, земелькой из разных святых мест, иконочками, маслицем. Господь в Евангелии говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Если мы верим в Бога, с верой прибегаем к иконе, которая находится в храме или дома, мы доверяем Богу, но если мы верим в силу каких-то предметов, мы абсолютно ничем не отличаемся от язычников. Христианин верит Богу и надеется на милость и любовь Божию. Он не надеется на какую-то «святую земельку», иконочку.

Зачастую встречаешь в интернете и в жизни выражение: «Вот это сильная икона». Я, как священник, говорю, что нет понятий «сильная» и «слабая икона». Есть другие понятия — сильная и слабая вера. Как может икона быть сильнее либо слабее? Икона — это изображение Господа, Богородицы, святого. Здесь встаёт вопрос: какова твоя вера в Бога? Насколько ты доверяешь Богу?

На Руси всегда считалось, что список с иконы обладает той же Божественной силой и благодатью, как и сам образ. Оригинал Казанской иконы Божией Матери утрачен, но при этом в каждом храме мы видим Казанскую икону Божией Матери. Мы не говорим, что оригинал был очень сильным, а это менее сильная икона. Мы молимся не иконе, а тому, кто на ней изображён.

Когда в храм приходят бабушки, духовные туристы и говорят, что они привезли земельку оттуда и маслице отсюда, либо просфорочку вот такую, я к этим вещам всегда отношусь с очень большим скептицизмом. Если у тебя есть вера, для тебя и любая бумажная икона из свечной лавки обладает той же силой, что и образ-оригинал.

Если в твоей душе нет веры, то какую бы тебе земельку, «святыньку» ни привозили, если ты веришь непосредственно в предмет, а не в Бога, — добра тебе не будет, потому что и язычники верили в силу дерева, в силу травы… Так чем же ты отличаешься от язычника? Ничем. Ты веришь предмету, а не Богу.

В IV веке Лаодикийский Собор принял 36 канон, который повелевает отлучать от Церкви тех, кто носит амулеты: «Не подобает делать талисманы, которые суть узы душ. Носящих же оныя повелели мы извергати из Церкви».

 

Вторая заповедьПротоиерей Николай Марковский:

Многие верят, что какой-то святой помогает от зубной боли, а другой — от боли в животе. Я вас спрошу так: а какой святой от запора помогает? Абсолютнейшая чепуха. Как поможет молитва какому-то святому от головной боли, если в древние века ему отсекли голову? Мы молимся о здравии. У каждого человека есть какой-то любимый святой, и мы молимся о помощи ему.

Мы знаем из жития преподобного Сергия Радонежского, что у него не складывалось с учёбой, и потом Господь ему в этом помог, но это не значит, что только преподобный Сергий Радонежский поможет в постижении наук, или что он «специализируется» на учебных делах. Любой святой, к которому мы обратимся с верой, поможет.

Я, допустим, очень люблю преподобного Агапита Печерского, врача безмездного. В Покровском храме Зайцево есть не одна его икона. Я всегда молюсь ему о здравии, потому что он был врачом и помогал больным людям во время своей земной жизни, но это не значит, что только он помогает. Это просто мой любимый святой, и я к нему обращаюсь с верой.

По сути, молиться о здоровье мы можем любому святому. Говорить о том, что этот святой от зубной боли, а этот от сердечной — по-моему, совсем не состыкуется с христианским пониманием веры. Это тоже суеверие, скрытое язычество. Язычники верили, что крылышко летучей мыши помогает от того-то, а лапка петуха — ещё от чего-то. Мы прибегаем к святому не с верой и любовью, а потому что нам говорят: этот святой помогает от сердечных заболеваний.

В чём здесь большая опасность? Язычество неразрывно связано с магией. Язычество и магия — две родные сестры. Если человек практикует скрытое язычество, волей-неволей он признаёт силу магии. Там, где есть магия, нет Бога. Человек, как и в случае с приметами, верит в силу определённых предметов и обрядов. Это и есть вера в магию: я совершу какой-то обряд, и мне будет благо. Я не исключаю, что будет благо, но благо ему будет от князя тьмы.

В чём различие между язычеством и христианством? Христианство подразумевает труд над собой. Это пост, молитва, покаяние, творение добрых дел. Труд сам по себе очень тяжёлый. Это смирение самого себя, своего языка, своих страстей, что, наверное, тяжелее всего. Магия же этого не подразумевает. Магия говорит: закапываем что-нибудь на перекрёстке, и будет тебе просимое. Не надо над собой работать, не надо становиться лучше, у кого-то просить прощения, смирять себя. Достаточно ночью выйти на перекрёсток.

Человеку намного проще то, что предлагает магия. Я думаю, каждый священник сталкивался с подобной ситуацией: человек приходит в храм и просит прочесть над ним какую-то молитву для здоровья, материального благополучия. То есть человек приходит в храм без веры, именно за магической помощью. Он не пришёл по вере своей, он не пришёл работать над собой.

 

Вера в приметыПочему сбываются приметы?

Просыпанная соль, повстречавшаяся чёрная кошка — случайность. Неприятности, которые затем происходят — действие беса. Если лукавый дух видит, что человек верит в чёрную кошку, он будет стараться поддерживать в человеке эту веру. Обычная ситуация: человек идёт утром на работу, встречает чёрного кота, на работе у него случаются неприятности с начальством, с коллегами. На кого суеверный человек спишет свои неудачи? На свою некомпетентность? Наверное, нет. Виноват будет чёрный кот, потому что думать так намного проще, чем работать над собой и своими ошибками. Легче обвинить разбитое зеркало, просыпанную соль, бедного чёрного кота.

Не надо забывать о том, что бес всегда бдит и искушает человека. Он будет подстраивать такие ситуации, чтобы человек продолжал верить во все эти суеверия. В итоге своей верой в приметы человек сам привлекает в свою жизнь негатив.

У людей зачастую есть какая-то нездоровая тяга к неприятностям. Суеверный человек, рассыпав соль, будет искать скрытые смыслы, подозревать всех в стремлении поссориться с ним. Безусловно, в течение часа, дня, недели что-то да и произойдёт, поскольку неприятности случаются у любого человека. Мы сами строим свою судьбу, свои отношения с близкими, знакомыми, и ни в коей мере здесь не виноваты ни чёрные коты, ни солянки.

Православный христианин не должен бояться примет и следовать им. Если ты следуешь приметам, ты не можешь называться христианином. Ты тогда, наверное, язычник. Язычество нельзя объединить с Православием. Если какая-то примета смущает, нужно помолиться Господу, попросить Божьей помощи, и уже не обращать внимания на чёрных, серых и другого цвета котов.

Ничего страшного нет в чёрных кошках, в белых кошках. Это довольно милые существа, и я советую всем относиться к ним с дружелюбием и любовью.

По наблюдениям учёных, чёрные кошки более спокойны и дружелюбны, чем животные другого цвета. Они гораздо лучше подойдут в качестве домашнего питомца, чем, например, серые кошки. Цените тепло ваших пушистых любимцев и не верьте ни в какие приметы!

День чёрной кошки

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100