Мария Цырлина
Псалом 85. Избавление от ада
Этот псалом также стал молитвой 9 часа. По содержанию он — просительная молитва. В нём святой пророк и псалмопевец Давид просит об избавлении от преследующих его врагов, о соблюдении его души от зла и опасности и наставлении её на путь правды. В духовном смысле под врагами христиане понимают бесов.
В пророческом смысле этот псалом также толкуют как молитву Христа к Богу Отцу перед крестными страданиями.
1 Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя,
яко нищ и убог есмь аз.
2 Сохрани душу мою, яко преподобен есмь:
спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя.
1 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня,
ибо я беден и нищ.
2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою;
спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
«Яко нищ и убог есмь аз» — при дворе царя Саула Давид стал богатым вельможей. Позже он вынужден был бежать от гнева Саула, но вскоре израильский народ избрал и поставил Давида на царство, и будучи царём, он был самым богатым человеком в Израиле. Речь в этой молитве идёт не о материальной нищете, а о духовной: глубочайшем смирении, осознании своей неспособности творить какое-либо добро без Бога (блж. Феодорит Кирский).
«Яко преподобен есмь» — дословно: «ибо я благочестив». Подлинное благочестие состоит также в признании своей духовной бедности перед Богом.
«Спаси, Боже мой … уповающего на Тебя» — Непременное условие для того, чтобы молитва была услышана, — произнесение её в осознании своей духовной нищеты (святые отцы называют это состояние смиренномудрием), стремление к благочестивой жизни и твёрдое упование на Бога.
3 Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день.
3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.
«Весь день» — ещё одно условие для действенности молитвы — готовность совершать её непрестанно и постоянная обращённость души к Богу (свт. Афанасий Великий).
4 Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою.
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
Псалмопевец ищет радости, исходящей от Бога, отвергая временное человеческое веселье («Псалтирь в святоотеческом изъяснении», с. 342).
«Яко к Тебе взях душу мою» — пророк не помышляет ни о чём земном, но в молитве мысленно полностью возносится к Богу.
5 Яко Ты, Господи, Благ и Кроток, и Многомилостив всем призывающым Тя.
5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
«Кроток» — дословно: «Прощающий».
6 Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего.
7 В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси.
6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.
7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
«В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси» — псалмопевец вспоминает случай, когда уже получил Божию помощь в ответ на молитву.
8 Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим.
9 Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи,
и прославят имя Твое.
10 Яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един.
8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
9 Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи,
и прославят имя Твое,
10 ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.
Слова об обращении язычников к Истинному Богу — не просто надежда псалмопевца, но и пророчество, которое исполнилось после прихода Спасителя: от проповеди апостолов целые народы приходили ко Христу.
11 Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей:
да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего.
11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей;
утверди сердце мое в страхе имени Твоего.
«Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего» — жизнь человека, благоговеющего перед своим Создателем, исполнена радости (блж. Феодорит Кирский).
12 Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим,
и прославлю имя Твое в век:
12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим
и славить имя Твое вечно,
«Исповемся Тебе» — дословно: «буду благодарить Тебя».
Ад. Гравюра Гюстава Доре
13 Яко милость Твоя велия на мне,
и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго.
13 ибо велика милость Твоя ко мне:
Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
«Ад преисподнейший» — дословно: «ад нижний», место пребывания усопших до Воскресения Христова, находящееся в представлении древних иудеев внизу под землёй.
«Избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» в этом контексте — «избавил душу мою от смерти» (блж. Феодорит Кирский).
Слова этого псалма также толкуются как молитва Христа перед Его крестными страданиями, в которой Он заранее благодарит Бога Отца за избавление Его души от власти ада, победу над адом и смертью, и пророчествует о Своём Воскресении.
Эти слова — также пророчество об окончательном избавлении верных Богу от ада после смерти и Воскресения Спасителя.
14 Боже, законопреступницы восташа на мя,
и сонм державных взыскаша душу мою,
и не предложиша Тебе пред собою.
14 Боже! гордые восстали на меня,
и скопище мятежников ищет души моей:
не представляют они Тебя пред собою.
Псалмопевец переходит в своей молитве к тому, что его больше всего тревожит и от чего он просит избавления: притеснению от врагов.
«Сонм державных» — в древнееврейском: «внушающих ужас». Под этими словами понимаются не только личные враги царя и псалмопевца Давида, но также и демоны, которые восстают на человеческую душу.
«Не предложиша Тебе пред собою» — т.е. не помышляют о Боге как о Воздаятеле за их беззакония и творят свои злые дела безо всякого страха и укорений совести.
15 И Ты, Господи Боже мой, Щедрый и Милостивый,
Долготерпеливый и Многомилостивый, и истинный,
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный,
долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
Перечисляются причины, по которым псалмопевец смеет надеяться на помощь Божию.
16 Призри на мя и помилуй мя:
даждь державу Твою отроку Твоему,
и спаси сына рабы Твоея.
16 призри на меня и помилуй меня;
даруй крепость Твою рабу Твоему,
и спаси сына рабы Твоей;
«Даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея» — псалмопевец говорит о себе в третьем лице. Давид был помазан на Израильское царство, однако из-за преследований своего соперника — отвергнутого Богом царя Саула — вынужден был бежать, не успев принять державу (власть).
В пророческом смысле эти слова толкуются как сказанные не Давидом, а Христом. Произнося их, христиане выражают надежду на скорый приход Царства Спасителя на эту землю. Под «Рабой Божией» разумеется Пресвятая Богородица («Псалтирь в святоотеческом изъяснении»).
17 Сотвори со мною знамение во благо:
и да видят ненавидящии мя, и постыдятся,
яко Ты, Господи, помогл ми, и утешил мя еси.
17 покажи на мне знамение во благо,
да видят ненавидящие меня и устыдятся,
потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.
Т.е. «сотвори со мной чудо, которое вразумит врагов моих и заставит их вспомнить о Тебе». В пророческом смысле это молитва Христа, в которой Он просит Бога Отца показать на Нём знамение — Крест, смерть и Воскресение — во благо и спасение всех народов, которые, узнав о них, вразумятся и придут к Богу.