Протоиерей Вячеслав Поневин
Анатомия сребролюбия
Как понять, что материальные блага стали для вас не средством, а целью? Надо ли что-то в этой ситуации менять? Протоиерей Вячеслав Поневин, настоятель Николаевского храма Енакиево, рассказывает, насколько по-разному может проявляться грех сребролюбия, и советует, как бороться с этой страстью.
Маркеры сребролюбия
У каждого есть основная страсть, которой он подвержен и которая преследует его на протяжении всей жизни. Если это сребролюбие, то обычно неважно, богатый человек или бедный. Важно понимать: если некто богат, это не значит, что он сребролюбец — как и бедность не предполагает, что у бедняка этого греха нет.
Из сребролюбия может произрастать множество разных грехов. Человек, имеющий материальные блага, часто впадает в греховный образ жизни, поскольку может многое себе позволить. Это могут быть разврат, излишества и бесчинства.
Иногда, чтобы подпитывать свою страсть, человек идёт на сделки с совестью, может продавать свои убеждения только ради того, чтобы получить побольше денег. Страсть сребролюбия, как любой грех, имеет тенденцию прогрессировать, и если мы никак её не лечим, полностью порабощает нашу жизнь.
Всем нам нужно что-то зарабатывать, чтобы жить. Нормально, если мы расстраиваемся, когда у нас нет денег, когда не можем купить что-то нужное. Если же отсутствие денег вгоняет человека в уныние, отчаяние, панику, то это звоночки о том, что у него присутствует страсть сребролюбия.
Христианин должен во всём полагаться на Бога. Понятно, что финансовые проблемы могут сбить с ног, но отчаиваться нельзя. Многие люди очень часто полагаются на деньги. Они думают: вот, у меня есть определённая сумма — значит, я защищён, могу позволить себе лечение в больнице, могу куда-то поехать, что-то купить. Человек, имеющий деньги, чувствует себя в безопасности. Свою безопасность и жизнь он вверяет деньгам, не Богу. Надо понимать: это очень шаткая основа, которая может легко разрушиться и навредить нам.
Святые о сребролюбии:
«Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец; раб, а не господин. Для него легче отдать часть своего тела, чем уделить сколько-нибудь из своего богатства» (свт. Иоанн Златоуст).
«Тот, кто вожделеет денег, осуждается как сребролюбец, хотя бы совершенно ничего не имел» (прп. Симеон Новый Богослов).
«Кто стал служить маммоне, тот уже отказался от служения Христу» (прп. Симеон Новый Богослов).
«Сребролюбие и лихоимство не только другим причиняют зло, но и своих ревнителей ввергают в бедствия» (свт. Тихон Задонский).
«Сребролюбие может оправдывать накопительство под предлогом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистью к бедным» (прп. Иоанн Лествичник).
«Эта несчастная страсть не от бедности, а скорее сознание бедности от неё» (свт. Григорий Палама).
Не стать паразитом
Здесь нужно сделать ремарку: уповать на Бога важно, но это не значит, что можно ничего не делать, питаясь от трудов других людей, паразитируя на ком-то. Таких людей много, каждый из нас их встречал. Практически возле каждого храма можно встретить нищих, просящих подаяния — вполне трудоспособных людей, которые, однако, вовсе не стремятся зарабатывать. Им удобнее жить за счёт доброты других. Такие люди — тоже сребролюбцы, поскольку, получая от окружающих, никогда ничем не делятся. Они — только потребители.
Сребролюбцы не делятся, не жертвуют, а если и отдают, то только для того, чтобы приобрести ещё больше. Нищие, о которых я упоминал, считают, что им все обязаны. Их доходы больше, чем у бабушек, которые им помогают, однако это не мешает им позиционировать себя как жертву, которой все должны. Всё, что им дают, словно уходит в бездонную яму, насытиться они не могут. Я всегда говорил и говорю своим прихожанам: помогая таким людям, вы спонсируете их деградацию. Им помогать не нужно. Они выживут в любой ситуации, всегда найдут тех, к кому могут присосаться — потому что рядом с каждым паразитом всегда есть тот, кто позволяет ему паразитировать. Это ненормально.
Сейчас такие ситуации встречаются сплошь и рядом. Например, дети паразитируют на своих родителях, считая, что те им должны. Родители развратили их своей заботой. Это созависимость, которая встречается не только в среде алко- или наркозависимых. Есть люди, которым всегда нужна какая-то жертва, о которой они будут заботиться. У них тоже есть свои страсти — гордость, возможно. Когда они о ком-то заботятся, это даёт им ощущение нужности, реализованности. Они мучаются и несчастны в таком союзе, но когда рядом нет паразитирующего человека, ощущают пустоту и снова находят такого.
Иллюзии эпохи потребления
Продолжая разговор о сребролюбии, замечу, что сегодня активно создаётся общество потребления. Человек считается успешным, если может потреблять много и качественно. Менять телефон каждый год, постоянно покупать модные вещи, новые марки авто. Посмотрите, сейчас всё постоянно обновляется. Люди, чтобы позволить себе это, надрываются на работе, берут кредиты — делают всё, чтобы купить ненужные, по большому счёту, гаджеты и вещи, становясь их рабами. Это замкнутый круг, поскольку человек полагает свою жизнь на погоню за новыми приобретениями. Если вдруг он не смог что-то себе позволить, то считает, что его жизнь не сложилась, он несчастен. Это тоже проявление страсти сребролюбия, которое выражается в любви не только к деньгам, но и к удобствам, накоплению имущества. Возникает иллюзия: чем больше ты купил, тем богаче, чем богаче — тем в большей безопасности находишься.
Любопытно, что грех сребролюбия может проявляться совершенно противоположно у разных людей: один имеет большие средства, но не тратит их, накапливая; другой, наоборот, не имея достаточных средств, бездумно их тратит. К сребролюбию, как правило, присоединяется гордыня: человек получает удовольствие от того, что может себе позволить и то, и это. Вообще, гордыня пронизывает каждый из грехов, неслучайно её называют матерью всех страстей. Тот, кто не тратит, тоже гордец, который считает себя рачительным и мудрым распорядителем своих средств.
Не так безобидно, как кажется
Сребролюбие ожесточает сердца людей. Я слышал историю об очень богатой женщине, которая всю жизнь практически ничего не тратила из имеющихся богатств. Когда её сын тяжело заболел, она отправила его в бесплатную клинику для бедных, хотя имела возможность оплатить дорогостоящее лечение у лучших специалистов страны.
Сребролюбцы, как правило, не имеют мира душевного: богатство требует попечения о его сохранности.
Если обратиться к Евангелию, то самая яркая иллюстрация относительно губительности сребролюбия — это Иуда. Он был сребролюбцем, что привело его сначала к жадности и воровству, потом к предательству, а затем — отчаянию и самоубийству. Сребролюбие омрачает ум человека: вспомните, какую цену дали за Христа его гонители. Это была цена самого дешёвого раба. Конечно же, Иуда мог просить много больше, и ему дали бы, поскольку враги Христа прекрасно знали, что Он — не простой человек. Иуда же соглашается на первую предложенную сумму, при виде денег теряет разум и здравомыслие.
Последствия сребролюбия:
«Пристрастившиеся к деньгам неизбежно бывают и завистливы, склонны к клятвам, вероломны, дерзки, злоречивы, исполнены всех зол, хищны и бесстыдны, наглы и неблагодарны» (свт. Иоанн Златоуст).
«Из-за этой страсти человек не устрашится допустить злодеяние лжи, ложной клятвы, воровства, нарушить верность, воспламениться вредным гневом» (прп. Иоанн Кассиан Римлянин).
«Страсти, порождаемые сребролюбием, делают трудно победимым неверие в Божественное Промышление. Неверующий в это Промышление опирается на богатство своею надеждой» (свт. Григорий Палама).
«Замечай здесь, христианин, к чему ведёт сребролюбие своих поклонников. Иуда не ужаснулся продать за такую малую цену бесценного Христа, своего Благодетеля и Учителя, и так купил себе вечную гибель» (свт. Тихон Задонский).
Причём здесь идолопоклонство?!
Сребролюбие может привести к самым непредсказуемым результатам. Я читал о случае с одним купцом, который жил до революции и ездил на восток России, где в те времена ещё сохранилось язычество, колдуны и тому подобное. Внезапно он стал с большим вниманием относиться к религии тех язычников, их богам, стал совершать языческие обряды, молиться. Однажды он попросил подарить ему идола, чтобы он мог привезти его в Петербург и молиться там. Эти люди в своей простоте подарили ему этого идола, но дело в том, что идол был из чистого золота. Для язычников это было совершенно не важно, для них он обладал только духовной ценностью. А этот человек, чтобы получить кусок золота, изменил своей вере.
Сребролюбцы часто впадают в суеверия — вспомните, сколько их связано с деньгами! Нельзя передавать их через порог, хранить небрежно, нельзя дарить пустой кошелёк, и так далее. Удивительно, что порой в это верят даже люди с высшим образованием.
Как излечиться?
Как бороться со страстью сребролюбия? Конечно, нужно стремиться искоренять её с помощью милостыни. Поделюсь своими опытом и взглядами на то, как это делать. Я решил, что тунеядцам помогать не буду, а вот тем, кто испытывает какие-то финансовые затруднения — да. Например, есть на приходе молодые люди, которые хотят заниматься спортом, развиваться, учатся в вузах, но не имеют достаточных средств, чтобы осуществить свои планы. Стараюсь помогать таким. Проще, конечно, дать десять копеек нищему, чем помочь студенту посещать спортзал, прихожанину — что-то купить или съездить отдохнуть, но лучше, на мой взгляд, помочь именно так. Можно материально поддержать стариков, которые живут на нищенскую пенсию. Надо помогать тем, кто действительно нуждается.
Такая помощь приносит замечательный результат. Я бы рекомендовал так поступать тем, кто выявил в себе склонность к сребролюбию. Радость от этой помощи заменяет радость накопительства. Человек ценнее всего: денег, вещей, каких-то благ. Материальное приходит и уходит. Главное — понимать, что всё это даёт Бог. Тот, кто отдаёт, никогда не бывает обездоленным. Да, бывают периоды, когда случаются какие-то кризисы, но они проходят. Для тех, кто делится, деньги — не цель жизни. Когда человек откладывает их, он теряет душевный покой: а вдруг инфляция? А что, если банк обанкротится? Когда же постоянно вкладываешь в добрые дела, то живёшь спокойно.
Сребролюбие неразрывно связано со страхом: либо не найти деньги, либо потерять их. Христианин не может жить в страхе. Неслучайно сребролюбие ещё называют идолопоклонством. Многие люди поклоняются своим деньгам или имуществу, служат им. Чем больше такой человек накапливает, тем больше ему нужно: надо ведь обслуживать имеющееся добро. В итоге приходится работать, чтобы содержать купленное. Он в рабстве, и потому не радуется.
«Спокойная и скромная жизнь приносит больше счастья, чем стремление к успеху, сопровождаемое постоянным беспокойством», — утверждал Эйнштейн. Человек, гоняющийся за благосостоянием, пребывает в постоянном стрессе, оттого часто не рад тому, что имеет. В итоге он грешит неблагодарностью: Бог даёт ему средства, но он снова и снова недоволен.
Как бороться со страстью:
Усерднее служить Богу: «Если воздействует на тебя сребролюбие, этот „корень всех зол“ (1 Тим. 6:10), и, обратив к себе все чувства, приводит в такое неистовство, что впадаешь в идолослужение, то твёрдо отвечай ему верным словом: „написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи“ (Мф. 4:10)» (прп. Исидор Пелусиот).
Надеяться на Него: «Не надейся на тленное богатство и не спеши за золотом, но возлагай упование на Бога живого, Который пребывает вовеки и всё сотворил. Не бойся оскудения ни в чём, ибо прежде ты не имел ничего — теперь же имеешь, и если не имеешь — будешь иметь» (свт. Димитрий Ростовский).
Быть благодарным Ему: «Не гонись за многим, но будь благодарен за малое» (свт. Димитрий Ростовский).
Когда человеку говоришь о Христе, любви, свободе, вечной радости — его это не интересует. Для этого нужно что-то делать, менять себя. Люди не хотят этого, их всё устраивает. Они предпочитают пытаться изменить людей вокруг, обстоятельства жизни, уровень благосостояния. Люди жалуются на то, что Бог не слышит их молитв, но о чём они молятся? — чтобы изменились родители, дети, родственники, обстоятельства. Кто говорит: «Господи, как мне изменить себя? Помоги мне измениться!»?
Когда обидели, когда больно — стань и помолись: «Господи, как мне в этой ситуации поступить по любви?» Вот это христианство. Думаю, такую молитву Бог услышит. Более того: это формула преодоления любой страсти — помолиться Богу и попросить, чтобы Он помог поступить по любви. Когда вы насаждаете любовь, взращивается любовь. Когда вы сеете месть, злобу, зависть — вырастут они. Это наша задача: когда зло проникает в нас, уничтожить его с помощью Божьей. Надо попросить Бога: «Помоги мне! Дай мне Свою помощь, любовь и поддержку». Тогда зло умирает, потому что молитвой и любовью побеждаются страсти.
Записала Екатерина Щербакова