Официальный сайт

То, что мы здесь делаем, должно найти своё продолжение в вечности

29 августа архиепископ Горловский и Славянский Митрофан принял участие в заупокойной литургии в Успенском храме обители в Никольском. За богослужением он произнёс проповедь.

Мы празднуем событие, которое Церковь именует второй Пасхой, которое для всех нас является радостным и торжественным — день преставления от земли на Небо Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Может ли расставание и разлука доставлять человеческому сердцу радость, могут ли мысли о переселении в мир иной приносить человеку отраду и утешение, может ли человек, думая о смерти, радоваться и при этом наполнять свое сердце благодарностью?

Проводя жизнь в суете и повседневных заботах, мы совсем забываем о небесном отечестве и той райской красоте, которая дана нам Богом и которой мы предназначены, забывая о своем небесном достоинстве. Мысли о смерти человек старается изгнать из своего ума и сердца.

Мы знаем, как Дева Мария, любя Своего Сына, приходила на гору Елеонскую, в то место, откуда Господь наш Иисус Христос вознёсся на небо, и молилась там о скорейшем преселении от земли на Небо, молилась о том, чтобы поскорее перейти туда, куда и Он. И эту молитву до поры до времени Господь не исполнял, потому что присутствие Девы Марии было необходимо здесь, среди апостолов, среди юной Церкви, среди новообращённых христиан, которые со всех концов земли, где звучала проповедь о воскресшем Христе Спасителе, стремились в град Иерусалим, чтобы увидеть Её пречистый лик и поклониться Ей, чтобы услышать Ее наставления. И Она исполняла это послушание.

Матерь Божия пребывала здесь, на земле, потому что так нужно было для Церкви. Такова была воля Её Сына и Бога. И в этом мы видим ответ на вопрос, почему происходит так, что умирают не только грешники, но и праведники. Смерть — это не наказание, это преселение, преставление, изменение человеческого состояния. Праведник, живя на земле, свою жизнь без конца проводит в трудах и болезнях, и чем дольше он живет, тем больше трудов и болезней, и эти труды и болезни никогда бы не окончились, если бы Господь не призывал праведника на Небо, чтобы дать ему награду за его труды, чтобы дать ему успокоение от его подвигов.

Если бы не было на земле преставления, то Дева Мария и апостолы до сих пор бы трудились, полагая свою душу; Антоний и Феодосий продолжали бы жить в пещере, а мученики несли бы свои страдания. Но рано или поздно любой труд и подвиг на земле оканчиваются: оканчиваются тогда, когда Господь призывает труженика, праведника для того, чтобы он получил награду, труждаясь на зное дневном с первого часа по одиннадцатый неленостно и с большим усердием.

Время наступило, и Деве Марии надлежало от трудов перейти к Своей небесной славе и получить награду от Своего Сына. Но не только праведника Господь призывает, чтобы он получил награду, но и грешника не оставляет здесь, на земле, без конца творить свои беззакония. Каждому положен определённый предел. Если Господь видит, что человек не приносит покаяния, не исправляет свою жизнь, когда исчерпывается уже надежда на то, что он может исправиться, его жизнь Господь тоже прекращает, чтобы он не умножал зло и окончательно не привёл себя к погибели.

Смерть хоть и не естественна, мы её боимся справедливо и не хотим её по праву, потому что она — следствие греха, принесённого в нашу жизнь, но она — благо для всех нас, потому что праведник призывается к награде, а злым полагается предел того зла, который они творят здесь, на земле. Но смерть — это не окончание жизни.

Дева Мария преселилась от земли на Небо, изменилось Её бытие, но Она не перестала существовать, мы обращаемся к Ней с молитвой, мы верим, что Она нашу молитву слышит, и каждый христианин ощущает Её милость, Её предстательство о нас пред Богом. Нет такого человека, который хоть раз не обращался к Деве Марии. И мы знаем, что эти молитвы Она исполняет. А значит, пребывая на Небе в небесной славе, Она не чужда и нашей земной жизни и тем трудам, которые мы несём, чтобы быть там, где Господь, где Она и святые угодники Божии.

Мыслить о своём последнем часе, о своём преставлении христианину подобает, это необходимо, потому что мы должны готовиться к своему исходу, мы должны готовиться к той встрече, которая произойдёт, когда наша душа предстанет перед Богом. Мы должны свою жизнь устраивать таким образом, чтобы было понятно, что то, что мы здесь делаем, найдёт свое продолжение в вечности, пойдёт вместе с нами. И это очень важно.

Если мы будем так жить, то тот момент, когда Господь призовёт нас к вечности, не будет для нас временем скорби, страха и печали. Конечно, мы будем трепетать, потому что не знаем, какой о нас суд Божий. Конечно, мы будем находиться в тревоге, потому что одно дело, когда говорят люди, а другое — что скажет Господь. Но мы будем иметь крепкую веру, что за гробом жизнь продолжается.

Мы будем иметь твёрдую веру, что мы не одни, что с нами молитвы Пресвятой Девы и угодников Божиих, что впереди у нас целая вечность. Какая? Мы не можем сказать: око не видело, ухо не слышало, и на сердце не приходило человеку, что Бог уготовил любящим Его. Но то, что это впереди, то, что жизнь земная — это не конец бытия, наполняет наше сердце великой надеждой, радостью и пониманием того, что как бы мы ни трудились, что бы мы ни делали, как бы трудно нам ни было, впереди нас ожидает целая вечность, где Господь даст оценку всему тому, что мы сделали в этой жизни. Поэтому будем стремиться делать добро, очищать себя от греха и не будем бояться того, что называется словом «смерть». Размышления о ней должны подвигнуть нас к тому, чтобы мы жили лучше и не забывали о своём Небесном отечестве. Аминь.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100