Пост — серьёзное духовное испытание для каждого верующего человека. Как объяснить ребёнку, почему он должен поститься — и должен ли вообще? Если да, то с какого возраста? Как поступить, если любимая бабушка хочет побаловать внуков сладостями, и что делать, если в школьной столовой подают скоромные блюда? На вопросы корреспондента ТК «Орбита» отвечает настоятель Пантелеимоновского храма Мирнограда протоиерей Климент Анисимов.
— Отче, когда возникает вопрос о посте, у многих всё сводится к тому, что можно есть, а что нельзя. Правильно ли это?
— Главная цель нашей жизни — это спасение души. Спасения души без очищения от грехов не бывает. Пост — это время духовного усилия над собой. Сегодня большинство людей считает, что пост — это воздержание от скоромной пищи, но на самом деле это прежде всего достижение духовных перемен внутри себя. Пост — это время борьбы со своими грехами и страстями, достойного причащения Святых Христовых Таин, освящения себя через молитву — время духовного совершенствования.
— Говоря о посте, также хотелось бы поговорить о детях. Как поститься им? С какого возраста начинать? Как Вы объясняли своим детям, почему они должны поститься?
— В православной семье пост воспринимается как норма и детям нет необходимости объяснять, что вот ты должен обязательно поститься. Ребёнок воспитывается в среде, где родители соблюдают пост, и для него это норма.
— Пост — это прежде всего ограничения, но детский пост не должен выглядеть как наказание…
— Конечно же, пост не должен соблюдаться формально, и упаси Боже, чтобы пост был для ребёнка каким-то наказанием. Прежде всего, родители должны подавать своим детям добрый пример соблюдения поста. Неправильно, если родители будут смотреть новости, а детям запрещать смотреть какие-то телепередачи или мультфильмы. Можно поступить по-другому: например, родители сами не смотрят телевизор, но уделяют больше внимания своим детям, читают вместе с ними жития святых или детскую Библию.
— А что делать, если в школе подают скоромную пищу?
— Голодный ребёнок не может полноценно учиться. И мы знаем, что у Церкви существуют послабления, например, для путешествующих. Я считаю, что в этой ситуации ребёнок должен к этому подойти осознанно. Если ребёнок волевой человек и хочет поститься — он может отдать свою котлету соседу, а сам съесть, например, те же самые макароны или картошку.
— С какого возраста детям можно начинать поститься?
— Нет никаких канонических предписаний, которые бы как-то регламентировали, с какого возраста ребёнок должен начинать поститься. Очевидно, что мы с ребёнка не можем требовать исполнения всех тех предписаний, которые относятся ко взрослым. Если ребёнок сам желает поститься, он на это согласен, мы можем облегчить его пост более частым вкушением рыбы и постного масла.
— Что делать с самыми маленькими? Как поститься им?
— Детский пост существует не сам по себе, а в контексте поста родителей. Маленький ребёнок воспринимает пост как внешние ограничения, потому что он ещё не совсем осознанно ведёт свою жизнь. Перед постом родители должны спросить: «Какую жертву ты принесёшь Христу в этот пост?» Это может быть и отказ от конфет, и обещание Богу не баловаться, и другие обещания исправить свою детскую, но уже шаловливую жизнь. Пост — это элемент общей жизни семьи во Христе, и если семья постится не формально, а всерьёз, то в семье будут свои традиции поста.
— А если ребёнок устал, не хочет больше поститься и хочет мяса, что делать?
— Всё зависит от сознательности ребёнка и его возраста. Понятно, что и взрослым, бывает, в пост хочется съесть мороженое или какое-то мясное блюдо, но мы удерживаемся. Надо ребёнку объяснить, что это искушение. И вот когда ребёнок к этому осознанно подойдёт, когда он осознанно от этого воздержится, для него это уже будет маленькая, но важная победа над своими желаниями.
Я желаю всем нашим телезрителям совершить духовное усилие над собой и духовно совершенствоваться в этом посту!
Текстовая версия подготовлена пресс-службой Горловской епархии
Цитата дня
«
Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.