Протоиерей Николай Марковский
Зачем умершим наши молитвы?
Обязательно ли приходить на заупокойные богослужения? Разве умершим не всё равно, молятся о них или нет? Или с помощью молитвы можно повлиять на их участь после смерти? Какую службу заказать, чтобы помочь усопшему? Отвечает протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево.
В земной жизни мы любим своих родственников, заботимся о них, а они любят нас. Когда человек переходит из временной жизни в вечную, любовь и забота родных о нём часто куда-то исчезают. Мы отпели усопшего, похоронили, помянули — и кажется, что связь с ним прервалась, мы никогда его не увидим, отношений с ним больше не существует. Однако во время отпевания мы слышим, что у Бога нет мёртвых, у Него живы все. Возможно, это сложно осознать, но так и есть.
По окончании земной жизни мы все попадём на суд к Богу, хотим того или нет. Самое страшное, что там, перед Престолом Божьим, мы осознаем все свои прегрешения и страсти, но покаяться и что-либо исправить будем уже не в силах. Здесь мы подходим к ответу на вопрос, зачем мёртвым наши молитвы. Люди, которые остались жить на земле — родственники, друзья, близкие — молятся, чтобы Господь простил согрешения, которые человек вольно или невольно совершил на протяжении своей жизни. Святые учат нас, что это чрезвычайно важно, и умершим наша молитва не просто нужна — она им необходима.
Молясь Богу, мы должны понимать, что душа человека, ушедшего от нас, осталась со своими памятью, любовью, грехами и добрыми делами. Личность человека никуда не девается. Мы молимся и приносим бескровную жертву не просто так, не абстрактно, а за конкретного человека. По просьбе родственников молится священник, но и родственники должны молиться тоже. Нашей молитвой мы просим Бога умилостивиться, избавить усопшего от вечных мук и очистить согрешения, которые он совершил во время земной жизни, поскольку сам он ничего исправить уже не может. Осознавать свои грехи может, а вот каяться — нет. Мы можем помочь ему молитвой и милостыней.
Часто в храме спрашивают: что мне сделать, чтобы умершему стало как можно лучше, какую службу заказать, куда что подать? Как правило, люди хотят заплатить — и уйти со спокойной совестью. Скажу так: в молитве об усопшем есть три составляющие. Первая — молитва у Престола во время Божественной литургии. Это самое важное, что может быть, самое большое, что можно дать. Священник на проскомидии за каждого поминаемого вынимает из просфор частицы, которые кладёт в Чашу, и Кровь Господня омывает эти частицы, очищает грехи, совершённые человеком. Эту молитву нельзя ни с чем сравнить, она — необходимость всех людей, как живущих на земле, так и усопших.
Вторая составляющая — это личная молитва об усопшем, наше духовное усилие. Если мы просим кого-то помолиться об умершем, а сами этого не делаем, то такая молитва будет бесплодной. Молиться можно в храме на литургии, на панихиде, дома — где угодно.
Третья составляющая — это милостыня, то есть добрые дела. Когда мы делаем их во имя кого-то, Господь видит это, принимает и избавляет наших близких от вечных мук. Мы помним слова апостола: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Можно сколько угодно верить, но если мы не делаем ничего доброго, наша вера пуста. Нужно не только молиться, но и совершать добрые поступки. Милостыня — это не только подать деньги нищим. Можно помочь соседу и принести ему домой буханку хлеба, особенно если это человек пожилой. Можно сказать доброе слово нуждающемуся, поддержать тех, кто требует поддержки.
Я вспоминаю евангельскую притчу о богаче и Лазаре. Умерев, богач просит Авраама послать Лазаря к родным, чтобы те изменили свою жизнь и стали жить по заповедям Божьим. Эти родственники, как и богач, жили греховной жизнью. Они не совершали милостыни, не молились Богу за своего родственника, именно потому он просит Лазаря образумить их и рассказать, что их ждёт в будущем. Христос этой притчей говорит нам, что праведная жизнь и молитва — это прямая необходимость каждого православного христианина. Причём важна не только наша жизнь, но и жизнь наших родственников, их молитва.
Мы не можем купить милость Божью за деньги. Очень просто прийти в храм, заплатить, чтобы за нас помолились, и уйти — при этом не потрудившись, никак не изменившись. Так относиться к молитве нельзя. Нужно прилагать к ней свои силы, сердце, труд. Если человек приходит в храм, чтобы заказать литургию или панихиду, и уходит с пустым сердцем, не помолившись, какой смысл в том, что он туда приходил? Чем такой человек отличается от язычника, который принёс жрецу плату и ушёл — а тот уже сам знает, что делать дальше? Молитва — это не обряд. Она требует расположения вашей души, труда вашего сердца. Господь видит это, Он ценит усилия. Формальности Ему не нужны. Очень хотелось бы, чтобы наши верующие понимали это.
Записала Екатерина Щербакова