Протоиерей Николай Марковский
Заканчивается ли Пасха в день отдания праздника?
Незаметно пролетели сорок дней Пасхи. Некоторых христиан этот факт угнетает: в сердце появляется печаль о том, что всё самое важное позади, и теперь Торжество торжеств нужно ждать целый год. Так ли это? Нашим читателям ответил протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево.
Уникальный праздник
Что значит слово «Пасха»? Конечно, для каждого христианина оно означает Светлое Христово Воскресение. Еврейское слово «Песах» (Пасха) переводится как «избавление», «пройти мимо», этот праздник был посвящён исходу евреев из Египта и освобождению от египетского рабства. У православных христиан это слово приобрело иное толкование — переход от земли к Небу, от смерти — к вечной жизни. Как Бог освободил евреев от рабства египтян, так христианин освобождается от рабства греху через Крестную смерть и Воскресение Христа.
У христиан много больших праздников: двенадцать двунадесятых, великие, средние, малые. Однако если мы каждый из них будем рассматривать в отрыве от Пасхи, то потеряем саму суть христианства. Все эти праздники выстилают дорогу к итогу, венцу. Без Пасхи — Христос пришёл на землю, творил чудеса, проповедовал. Но чудеса творили многие праведники и пророки — как Моисей или Илия, например, — и проповедовали тогда многие. Пасха объединяет все христианские праздники в одно целое, подводит итог. Это краеугольный камень всего христианства. Если бы не было жертвы Христа и Его Воскресения, всё потеряло бы свой смысл. Пасха — фундамент христианства и его цемент.
Когда Христос взошёл на Крест, вознёс на него наши грехи и потом воскрес, Он показал, Кто именно пришёл в мир: пришёл Спаситель, Мессия, а не очередной пророк, праведник или угодник Божий. Он показал, что в мир пришёл Сам Бог. Именно потому Пасха — уникальный праздник для христианина.
Христос рядом
Пасха празднуется 40 дней — на протяжении такого срока после Своего Воскресения Христос находился на земле и был со Своими учениками. В сороковой день Он вознёсся на небо. Евангелие от Матфея заканчиваются следующими словами Христа: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Это и есть ответ на вопрос, заканчивается ли Пасха в день отдания праздника. Конечно же, нет: Христос остаётся с нами. Он не говорит: «Я выполнил Свою миссию и ухожу», — нет, Он рядом, никуда не пропал и не исчез.
Для того чтобы проникнуться этой мыслью, ощутить Христа рядом с собой, нужно изменить своё отношение к Божественной литургии. Во время её совершения мы вспоминаем жизнь Спасителя: Его рождение, выход на проповедь, пост. Но апогей литургии — это момент, когда открываются врата, священник выходит с Чашей к прихожанам и совершает Причастие. Происходящее в это время в храме символизирует Воскресение Христа, Пасху. Можем ли мы говорить, что после отдания праздника Пасхи она завершилась? Она продолжается каждый день, когда в храмах служат литургию. Христос с нами, Он преподаёт нам ежедневно Свои Тело и Кровь. Каждому, кто хочет вновь пережить Пасху, достаточно прийти в храм, помолиться, подойти к Чаше и соединиться со Христом.
Литургия: жизнь или спектакль?
Человек, который привыкает к литургии, на самом деле не участвует в ней. Ведь её не служат для священника — нет, это общее дело! Её совершают священники, диаконы, пономари и все люди, которые находятся в храме. Когда человек приходит в церковь, он должен понимать это. Мы вместе молимся, вместе вспоминаем земную жизнь Христа. Именно поэтому так важно знать, что происходит в каждый момент литургии. Для этого есть священник, книги, интернет.
Если начнём интересоваться и разбираться, придём на службу осознанно и станем участниками этого действия, то литургия всегда будет интересной. Ведь это так важно — ощущать себя не посторонним зрителем, который стоит и смотрит на действия в алтаре и на амвоне как на какой-то спектакль, а частицей происходящего! Тогда человек будет жить литургией. Если же он приходит в храм просто постоять и поставить свечи, не понимая, что там происходит — не интересуясь, не задавая вопросов, ленясь зайти в интернет, чтобы разобраться — то для него это будет бессмысленное действие. Он просто захожанин, Воскресение Христа ему не нужно.
Помочь непонимающим
Очень больно, что для чрезвычайно большого числа людей именно так и происходит: им не интересно. Это большая проблема, актуальная на всех приходах. Она требует работы и внимания как священника, так и церковных сотрудников, которые должны разговаривать с людьми. Они переживают о том, есть ли у женщины платок на голове, в чём она пришла — в джинсах или юбке, и совершенно равнодушны к тому, что человек не понимает происходящего в храме. А ведь на литургии мы приходим ко Христу, вместе с Ним выходим на проповедь, идём на Голгофу, видим Его Воскресение, причащаемся Его Тела и Крови. Вот что главное!
К сожалению, часто люди, даже регулярно приходящие на литургию, не причащаются Святых Христовых Таин. Спрашиваю, почему так — отвечают: «Батюшка, я не постилась, не молилась, не вычитала правило…» Зачем же тогда приходить, если ты не участвуешь в литургии, отказываешься принимать в себя Христа? Это неправильно. Надо понимать, что происходит в храме, надо участвовать в происходящем — тогда будете пропускать её через своё сердце, и тогда каждая литургия будет для вас Пасхой.
Записала Екатерина Щербакова