Протоиерей Владислав Шестаков
Анатомия гордости
О гордости в святоотеческой литературе сказано достаточно много. Если оценить весь пласт информации на эту тему, то можно получить один общий вывод: гордость не появляется сама по себе. Святые отцы и церковные писатели, такие как святитель Григорий Богослов, преподобные Иоанн Лествичник и Кассиан Римлянин и многие другие, придерживаются одной и той же мысли, что предшественник гордости — тщеславие.
Болезнь можно определить по её симптомам, но часто их проявлению предшествует скрытый, инкубационный период. Для гордости таким скрытым периодом становится тщеславие. Это то, что происходит внутри человека и часто остаётся незамеченным. Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой книге пишет: «начало гордости — корень тщеславия, середина — уничижение ближнего, а конец — отвержение Божией помощи».
Тщеславие — термин славянский. Он состоит из двух слов: «тщетно», т.е. «зря», «напрасно», и «слава». Это когда человек начинает сам себя безосновательно превозносить. Да, у каждого есть какие-то личные достижения, за которые нас можно похвалить, но человек зачастую склонен сам себя хвалить и сам себе ставить заведомо завышенную оценку. С этого всё и начинается.
Сначала это происходит в рамках личного внутреннего пространства. Все заслуги приписываются самому себе. Человек забывает о старших, об учителях — о тех людях, которые его научили и помогли чего-то достичь. Он видит только себя и готов поклоняться только себе, превращается в эдакого расфуфыренного петуха, который самодоволен и твёрдо уверен, что в округе нет никого лучше него.
Человек заражается гордостью незаметно для себя. Самое страшное в этом процессе то, что человек теряет способность видеть себя со стороны. Он живет как бы в скорлупе и смотрит на всех через узенькое окошко с кривым стеклом, через которое видит только недостатки других. Человек ужасается от того, что его со всех сторон окружает сплошная бездарность, все вокруг кажутся глупыми, неправильными. На этом фоне собственное эго становится ещё ярче, и ещё контрастнее личные качества выделяются над недостатками других. Единственно правильным мнением гордец считает только своё.
Часто ощущение личного превосходства над другими сопровождается ложной жалостью ко всем и желанием помочь. Такой человек раздаёт всем свои «единственно правильные» советы, а себя позиционирует как эталон. Иногда эти чувства сменяются откровенной ненавистью: «Ведь эти все никчёмные людишки не слышат моих советов, не берут с меня пример. Какая от них польза? Они только засоряют этот мир. Да зачем они вообще живут?»
Иногда гордость приобретает масштабы целой эпидемии, которая пленяет умы тысяч человек и даже целых народов. В эти дни мы вспоминаем начало Великой Отечественной войны, которая преподносит нам огромный нравственный и исторический урок. Живых участников и свидетелей этих трагических событий сейчас, к сожалению, довольно мало. Но даже прикоснувшись к страницам истории через книги или фильмы, можно легко понять, что главным двигателем захлестнувшей всю Европу войны были не военная сила, не техника, а идеология. На чём, как не на гордости основана идея нацизма?
Но вернёмся к частным примерам. «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы» (прп. Иоанн Лествичник. «Лествица или скрижали духовные»).
Здесь святой говорит о последней стадии болезни. Гордость поистине можно назвать помрачением ума. Одержимый гордостью человек начинает мало-помалу отвергать тот факт, что вся наша жизнь зависит от Бога и от Его воли. В конце концов, Он даёт нам самую возможность быть, действовать и чего-то достигать.
Библейская история довольно скупо, но всё же даёт нам возможность проследить некоторые вехи зарождения гордости. Удивительно, но она возникает там, где, казалось бы, ничто отрицательное не может появиться. Главный ангел Денница (по-лат. «Люцифер» — светоносный), будучи наделённым колоссальной силой и могуществом, забыл об Источнике этой силы, о том, что все его качества приобретённые, а не собственные, и о том, что только рядом с Творцом он может этими качествами пользоваться. Так светоносный ангел становится «князем тьмы», противником Бога. Этот же навык он использовал в раю для того, чтобы человек совершил первый грех.
Итак, гордость своим происхождением обязана духовному миру. А значит, и борьба с ней не может происходить только посредством обычных человеческих сил. Конечно же, здесь придётся приложить максимум личных усилий, но если человек будет действовать по принципу «я сам всё могу», то он постоянно будет возвращаться в исходную точку — к гордости, и никогда не сможет вырваться из этого порочного круга.
Противоположное гордости качество — смирение. Это как раз то, что поможет сначала увидеть, а затем признать свою ошибку, свою несостоятельность и попросить помощи исправить её у Того, Кто самобытен и вечен. У нашего Творца.