Официальный сайт

О любви, которая приводит к подлинному единству

8 октября, в день преставления Преподобного Сергия, игумена Радонежского, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Сергиевской женской обители с. Сергеевка. После богослужения владыка обратился к собравшимся с проповедью.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваше Преосвященство, владыка Алипий, ваши высокопреподобия, всечестные отцы, всечестная матушка игумения Феодосия с ея сестрами, матушка игумения Екатерина с сестрами, дорогие братья и сестры! От всей души примите поздравления в сегодняшний день с днём памяти Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, которого мы называем игуменом земли Русской, покровителя этой святой обители и этого святого храма. В сегодняшний день мы собрались вместе. Вместе — это значит, что каждый оставил свои дела, свои мысли, заботы и чаяния для того, чтобы объединиться по заповеди Божией и едиными устами и единым сердцем прославить имя Святой Троицы.

Преподобному Сергию пришлось жить в очень непростое время. И именно в такие времена Господь посылает таких светильников, как Преподобный Сергий Радонежский, и поставляет их на свещник церковный. Ему пришлось приложить очень много усилий сначала для того, чтобы самому стяжать в себе дух мирный, а потом для того, чтобы, руководимый этим духом, он мог помочь своему народу, который и пребывал под игом агарянским, и находился в распрях, вражде и нестроениях. Мы называем его собирателем земли Русской, потому что его молитва, его пример, его подвиг, а иногда и его строгое слово послужили к тому, что разрозненные княжества и разрозненный народ соединились в единое целое, чтобы сбросить с себя то тяжёлое иго, под которым находилась Русь уже не одно столетие. И это невозможно было бы себе представить без молитв и подвигов Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Мы и сегодня молимся ему для того, чтобы научиться быть всем вместе, быть единым народом и единой Церковью. Нас раздирают нестроения, противоречия, противостояния друг другу. Иногда мы думаем, что мы поступаем правильно, но ошибаемся, потому что поступаем по своему жестокосердию. Но невозможно никакого настоящего, подлинного единства в Боге без любви и истины. Авва Дорофей говорит, что и воры собираются вместе для того, чтобы совершить ограбление. Но такое единство Богу не угодно. Богу угодно только то единство, которое основано на Слове Божием и Предании Святой Церкви, и которое пронизано духом любви Христовой.

В монастырь тоже приходит жить большая семья людей, разных по образованию, по воспитанию, пониманию жизни. И вот они должны все вместе стать одной семьёй, стать одним целым по заповеди Божией. Сколько нужно терпения, сколько самообличения, смирения и жертвенной любви, чтобы это действительно произошло! Потому что каждый привык жить так, как он сам умеет, и каждый сам для себя и царь, и командир, и духовник, и игумен. А в монастыре нужно научиться послушанию, смирению перед старшими, любви друг к другу.

Этому нужно учиться не только в монастыре, но и в семье. Если муж и жена хотят жить в мире, они должны научиться смиряться и уступать друг другу. Этому нужно учиться и на работе, если есть взаимоотношения в коллективе между старшими и младшими, начальниками и подчинёнными. Этому нужно учиться и народам, потому что всегда есть какие-то противоречия, правильные или неправильные поступки. И если нет любви и смирения, то невозможно и единство. А с чего начинается настоящая любовь? С умения жить не для самого себя.

Эгоизм свойственен падшей человеческой природе. Но победить этот эгоизм и научиться думать не о себе, а о тех, кто находится рядом с тобой, — задача каждого христианина. С этого начинается настоящая любовь и путь к подлинному единству, которое нам так дорого и которое мы так ценим.

Любовь невозможна без самопожертвования, без самоотречения, иначе это будут просто эмоции, это будет просто эгоизм и себялюбие. Очень часто именно это называют любовью.

Но настоящая любовь не о себе думает, — говорит нам Слово Божие. Настоящая любовь не ищет своего (1 Кор. 13:5). И это важнейшее её свойство нам нужно усвоить в сегодняшний день, если мы хотим быть последователями Преподобного игумена, отца нашего Сергия. Он не искал своего, он не искал своей славы, он не искал того, чтобы ему было хорошо или его прославляли. Он всегда думал о том, как помочь ближнему, Церкви и своему народу. Если нужно было — он пилил дрова и помогал за кусок хлеба, трудился для того, чтобы помочь построить келию младшему в своей обители.

Когда по зависти старший брат прогнал его из обители, он смиренно ушёл. Он не начал войну, не стал кому-то доказывать, что он здесь главный. Когда братья поняли, чьими молитвами они жили, и как без него плохо, и попросили его вернуться, он не стал становиться в позу — «вот, вы меня выгнали, теперь я к вам не вернусь», а со смирением и любовью вернулся, потому что он был отец для своих детей, и обрадовался тому, что они без него не хотят жить.

Он дал нам эти примеры, а нам нужно научиться их понимать, принимать, и тоже так поступать в нашей жизни. Не смотреть, кто из нас старше, кто младше, где мы находимся, а искать, чем мы можем помочь, что мы можем сделать для Церкви, для Бога, для своего ближнего. Это и будут те первые шаги на пути к настоящей, подлинной любви — любви Божией, любви к ближнему, любви спасительной, которая приводит к подлинному единству.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100