Протоиерей Владислав Шестаков
Чему может научить апостол Фома современных людей?
В каком смысле «неверующим» был апостол Фома, историю уверения которого мы слышим в евангельском чтении Недели Антипасхи (Ин. 20:19-31)? Чему нам, живущим в информационном обществе, стоит у него поучиться? Размышляет настоятель горловского храма Озерянской иконы Божией Матери протоиерей Владислав Шестаков.
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Евангельский отрывок, который читается в Неделю Антипасхи, обнимает собой период в восемь дней. Вначале действие происходит вечером того дня, когда Христос воскрес. Ученики из-за страха мало появлялись в городе и старались держаться вместе. Можно предположить, что их было в тот вечер десятеро. Иуды уже тогда с ними не было, а Фома куда-то отлучился. Христос приветствует Своих учеников словами «мир вам» и наделяет их властью прощать грехи. До этого момента прерогатива прощать и оставлять на человеке грехи принадлежала только Ему, Богу, а теперь Его Именем могут это делать и ученики. Таким образом Он подготавливает их к полноценному апостольскому служению.
Второй момент, на который чаще всего обращают внимание, — это недоверие Фомы. На первый взгляд его скептицизм может показаться слишком заносчивым. Он не доверяет своим друзьям, причем речь идёт об их Учителе. Здесь стоит обратить внимание на момент встречи Фомы со Христом через восемь дней после описываемого события. Хотя Христос и говорит ему: «Блаженны не видевшие и уверовавшие», — однако не лишает ученика возможности убедиться в истинности Своего Воскресения. И вот что интересно: Фоме не понадобилось никаких осязательных действий, он сразу называет Христа своим Господом и Богом, а затем об этой истине он свидетельствует всей своей жизнью и за неё же умирает.
Недоверие Фомы — это хорошо или плохо? Почему Церковь его называет «блаженным» и ставит нам в пример? Во-первых, апостол не дерзнул прикасаться к ранам Христа, хотя и изъявлял такое намерение. Несмотря на то, что на знаменитой картине Микеланджело Караваджо «Уверение святого Фомы» апостол изображен в роли врача-патологоанатома, никаких подтверждений этому в Священном Писании мы не находим. Сюжет картины — это плод творческих фантазий художника, не более. Во-вторых, Фома поставил под сомнение не само событие Воскресения Христова, а информацию, полученную от других апостолов. Эта разница очень важна. Мы живём в мире современных информационных технологий, где новостной фон просто зашкаливает. А если сюда прибавить «сарафанное радио» и непроверенные слухи, то сам собой встаёт вопрос, как в этом всём жить и не сойти с ума. В таких условиях скептицизм апостола Фомы будет не просто полезным, а даже спасительным.