Официальный сайт

Екатерина Щербакова

Что для вас значит семья?

СемьяВ день прославления святых Петра и Февронии поговорили о семье, любви, отношениях, секретах семейного счастья и возможностях дарить тепло близким.

 

Чем полезен опыт поросёнка Наф-Нафа

Протоиерей Алексий Попов, настоятель Николаевского храма с. Петровка-2 Александровского района:

Я женат уже двадцать лет. Не буду оригинальным, если скажу, что для меня семья — это малая церковь. Самое главное в семье — это фундамент, на котором её строишь. Помните сказку о трёх поросятах? Лишь один из них построил прочный дом из камня. В итоге у его братьев, построивших дома из прутиков и веток, дома разлетелись, а сам он и дом сохранил, и братьев спас. Прочное основание каждой семьи, и прежде всего семьи православной, — это любовь. Ведь Бог есть Любовь, потому и вера, и Церковь наша на любви зиждется.

Мне кажется, что на сегодняшний день такие устройства семьи, как патриархат и тем более матриархат, уже устарели. Сейчас пришло время равноправия полов, и я не вижу в этом ничего, что не соответствовало бы нашей вере. Вспомним слова апостола: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Христос принёс новый взгляд на человека, на пол, на семью. Центром любой семьи, и особенно христианской, должен быть Господь Иисус Христос. Цель такой семьи — вместе спасаться, поддерживать друг друга, делить всё, что будет в жизни — и хорошее, и плохое. Вдвоём ведь легче преодолевать скорби, болезни и тяготы. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?» (Еккл. 4:9-11).

Протоиерей Алексий Попов с семьёйСам Господь наш Иисус Христос благословил брак, придя на пир в Кану Галилейскую и сотворив там чудо претворения воды в вино. В нашей Церкви есть много святых благочестивых семей, на которые мы можем равняться. Святые Иоаким и Анна — родители Божией Матери, Захария и Елисавета — родители святого Иоанна Крестителя, святые Пётр и Феврония, которых мы прославляем сегодня. Не могу не вспомнить также Феофана и Нонну — родителей святителя Николая, покровителя нашего храма, Евфимиана и Аглаиду — родителей святого Алексия, человека Божия, моего небесного покровителя. Все они были благочестивы, щедры, полны любви к Богу и людям, с каждого из них можно брать пример.

Сейчас тяжёлое время — не только в плане политическом. Мы живём в период нравственного перелома, видим попытки разрушить Церковь, брак, семью, повсюду обретает популярность так называемый гражданский брак, не требующий никаких обязательств. Многим кажется устаревшим постулат советских времён «семья — ячейка общества», но сейчас, когда эта малейшая и главнейшая составляющая государства разрушается, понятно, насколько верным было это утверждение. Проповедь разврата, третьего пола, вседозволенности, свободных отношений работает против семьи, а нам, христианам, надо стараться держаться нравственных принципов, которые проповедует наша Церковь.

Семья — это союз двух людей, и потому в ней должно царить равноправие. Супругам надо вместе решать проблемы, советоваться друг с другом. Когда мы заключаем брак, мы словно кактусы: там колючки, здесь иголки. А за время семейной жизни наши колючки притупляются. В семье никак без жертвенного служения — это как служение священника, врача и всех людей, которые трудятся, не требуя за это награды. Прекрасно, когда в семье все жертвенно служат друг другу: муж жене, родители детям, дети родителям. Сам Господь принёс Себя в жертву и учит нас этому, на жертвенной любви всё держится.

Порой люди, прожившие много лет в браке, говорят: «Я люблю свою жену так же, как и в тот день, когда её встретил!» А у меня всё иначе. Сейчас я люблю жену намного больше, чем на заре нашего брака. Ведь вначале люди ещё не знают друг друга, и только спустя годы мы открываем для себя своих супругов. Сейчас все мы носим маски: на работе, в обществе не принято показывать все свои чувства, негативные стороны характера. И только в семье мы настоящие. Только наши домашние знают, какие мы на самом деле.

Прожившие много лет в браке знают, как с годами срастаешься в единое целое. Порой и мысли сходятся, и слова совпадают. Люди духовно проникают друг в друга по слову евангельскому: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 6:31). Я желаю всем супругам достичь такого единения!

 

Секреты семейного счастья в большой многодетной семье

Протоиерей Вадим и Людмила Ильчук с приёмными детьмиЛюдмила Степановна Ильчук, жена протоиерея Вадима Ильчука, благочинного Иово-Почаевского в Константиновке и Торецкого округов, мама четырёх кровных, одного усыновлённого и семерых приёмных детей:

Семья — это путь к спасению. Хорошо, если человек понимает, что после вступления в брак праздность заканчивается, начинается жизнь, начинаются будни. Легко жить тем парам, которые спокойно принимают встречающиеся на пути трудности, не ищут виноватых, не копят обиду. В крепкой семье каждый старается защитить другого, оберегать его — даже если он в чём-то виноват. Вот разбил человек вазу — не надо винить его, он и так расстроен случившимся. Лучше сказать: наверное, это я её с краю поставила, потому так и случилось. Если есть в семье такие отношения — это прекрасно, тогда супруги живут и радуются.

Семья — это залог успеха, это фундамент, который даёт очень много, если живёшь правильно. В такой семье не надо учить детей «так делай, а так — нет»: они сами видят хороший пример. Хотелось бы пожелать людям жить так, чтобы они могли быть примером православной семьи. Если получится, то это будет семья, лучше которой не найдёшь.

Семья даёт здоровье, воздух, веру, защиту, полноту жизни, праздник. Как устроить её так, чтобы это всё было? Наверное, прежде всего надо научиться уступать и поддерживать. Что надо — слышать, что не надо — пропустить мимо ушей, не акцентировать на ненужном. Это сложно, требует интуиции, чутья, мудрости. Думаю, всё это надо у Бога просить. Патриарх когда-то говорил: никогда не надо врать, но бывают моменты, когда не надо говорить всё до конца. Порой важно остановиться и промолчать. Это не ложь, а очень полезный метод избежать ссор и обид. Как найти эту тонкую грань? Мы, православные, верим: если просить у Бога такой милости, как мудрость, то она обязательно придёт. Ведь мы просим не для того, чтобы мстить или вредить, а чтобы сделать жизнь близких лучше.

Когда рядом хороший человек, мне всегда хочется подчеркнуть его достоинства, даже приукрасить его хорошие поступки. Если он в чём-то ошибся, оступился, «стратил», всё равно стараюсь говорить о нём хорошо, надеюсь, что он поймёт и в дальнейшем исправится. Мне кажется, что такая поддержка очень важна.

Меня пугает, что серьёзные верующие люди порой говорят: «Как можно в молодости выскочить замуж сразу и на всю жизнь? Надо до брака пожить вместе, посмотреть, насколько вы сможете преодолевать будни. Мало кто настроен преодолевать трудности». Раньше я не замечала такого веяния. Оно, может, и имело место, но не было так распространено. Люди, ожидающие от брака и семьи исключительно праздника, очень ненадёжные, бедные. В жизни много трудностей, и бояться их бессмысленно. От испытаний не убежишь, но и прогибаться под них заранее не стоит. От бед не спрячешься, от себя не убежишь — ни в семье, ни в монастыре. Если есть какие-то страхи, с ними надо работать: пообщаться с умными людьми, помолиться, пережить, подумать. Всего, что не нравится, из жизни не уберёшь. Убегать от проблем губительно прежде всего для самого человека. Я и детям говорю: есть неудачи, ошибки, проблемы, но есть и путь к их разрешению. Надо говорить о них, искать выход, пробовать разные пути исправить их — но не убегать. Чем быстрее побежишь от проблемы, тем быстрее она тебя догонит. Она никуда не денется, если не решать её правильным образом.

Порой люди боятся рожать много детей, опасаясь, что у них друг на друга не останется времени. Да, семья с детьми, особенно с большим числом детей, — это непросто. Надо постоянно всё рассчитывать, всё помнить, организовывать. Кружки, репетиторы, занятия — без жёсткого планирования времени не справиться. Я думаю, деятельные и трудолюбивые люди не будут пребывать в праздности, даже если у них детей вообще не будет. Они не смогут целый день сидеть и смотреть друг на друга. Продуктивный зрелый человек не сможет сутками бездельничать и толочь воду в ступе. Ему нужно заниматься какой-то полезной деятельностью, развиваться, кому-то помогать, служить, трудиться, реализовываться. У таких людей распланирована жизнь, они всегда кому-то нужны, всегда заняты. Человек, который себя настолько любит, что боится детей заводить, всё равно будет недоволен жизнью, потому что вечного праздника ни у кого не бывает.

Секрет семейного счастья — жить с Богом, служить близким и тем, кто нуждается в нашей помощи. Поддерживать семью, уважать супруга и детей, заботиться о них. Конечно, всегда что-то не успеваешь, что-то не получается, как хочется, но главное — иметь желание сделать что-то как можно лучше. И ещё важно помнить: у каждого свои таланты. Я могу одно, вы — другое. Хорошо, что мы, православные, такие разные. Не надо стремиться делать то, что вам не свойственно. Главное — держаться Бога и веры, и тогда нас никто не победит.

 

Священник Виталий Ворона с семьёйКак сохранить баланс и не забыть о самом главном

Священник Виталий Ворона, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери г. Краматорска:

Для меня семья — это самое ценное, что есть в жизни. Сейчас я понимаю, что семья — это институт любви, в котором мы учимся исполнять главную Божью заповедь: любить Бога и ближних. Это понимание пришло ко мне не сразу. В рамках семьи мы такие, какие есть, потому что проводим с ней всё своё время. Здесь нет декораций. Мы видим результаты ошибок, которые делаем на пути возрастания в любви, это помогает нам совершенствоваться и быть более внимательными друг к другу. Семья учит жертвенности. Здесь не всегда могут сказать «спасибо» — ведь всё, что мы делаем, воспринимается близкими как данность. Возможно, это не очень хорошо с точки зрения этикета, зато хорошо с точки зрения смирения, к тому же — маловероятно участие беса тщеславия.

Я вижу, что мне ещё многого нужно достичь, многому научиться. Я теперь понимаю, о чём говорят святые отцы, утверждая, что есть два пути спасения: монастырь и семья. Оба эти пути равнозначны и спасительны. Где-то я слышал, что семья — это «гражданское монашество», и в этом есть резон: здесь тоже крайне важны послушание, труд, чёткое расписание.

Господь неспроста создал союз мужчины и женщины. Он спасителен. Святые отцы говорят, что семья должна быть такой же нераздельной, как и Пресвятая Троица. Мы должны быть едины, очень важно сохранить единство на протяжении многих лет.

Если мы где-то недоработали, в чём-то ошиблись и кто-то из детей пошёл не в ту сторону, это очень отрезвляет, помогает в работе над ошибками, заставляет анализировать свои поступки и в итоге каяться. Для меня семья — это институт любви и трамплин в спасение. Если мы успеем здесь, в этой жизни, достойно подготовиться, то получим от Господа жизнь вечную в райских обителях, я на это очень надеюсь.

Я прилагаю все усилия, чтобы не забывать о семье. Часто бывает, что мы делаем добрые дела где-то, для кого-то, на стороне — потому что так нужно, так положено. Я стараюсь сохранять баланс и не забывать о семье, прилагать все усилия, чтобы там были лад, уют, добро, тепло. Надеюсь, дети будут видеть такое отношение, и оно научит их заботиться и жертвовать.

 

Главное — иметь желание послужить, а возможность найдётся

Диакон Димитрий Стрижак, клирик Успенского храма г. Константиновки:

Господь сотворил семью, когда создал жену первому человеку, Адаму: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27-28). В Новом Завете семья получает ещё более высокое значение: она называется малой церковью, потому что она — часть Церкви Вселенской. Православный брак имеет великое значение, поскольку люди, которые венчались, создают образ Христа и Церкви: «…Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:23-25). В Таинстве венчания благодать Божия создаёт супружеский союз в единомыслии и любви друг к другу.

Я думаю, что семья — это когда объединяются люди с одинаковыми принципами, они несут тяготы друг друга — то есть поддерживают и помогают. Очень важно, чтобы супруги понимали друг друга и избегали конфликтов. Семья — это прежде всего союз единомышленников, которые могут опереться друг на друга.

В моей жизни сложилось так, что я овдовел много лет назад. Моя семья — это мои крестники. У меня их много — семь человек. Я помогаю им и вижу в этом своё служение как семьянина. Стараюсь духовно их направлять, всячески поддерживать. Ещё есть служение при храме, где люди порой обращаются за помощью, им тоже нужно уделить внимание. Я считаю, что православный человек всегда и везде может найти возможность послужить, главное — чтобы у него было такое желание.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100