Официальный сайт

Протоиерей Сергий Кравченко

День 40. Зло бессильно

Победа над зломПочему ад похож на мусорную свалку, на что хватает сил у зла и какой должна быть идеальная женщина — в чтениях последнего дня Святой Четыредесятницы.

В заключительной главе своей книги пророк Исаия обращается со словами утешения к немногочисленным оставшимся верным Богу сынам Израиля, терпящим от своих же соплеменников невзгоды и поношения. Пророк предвозвещает им неизреченную радость обновлённого Сиона — Церкви Христовой:

Книга пророка Исаии, глава 66

10 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, 11 чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его.

12 Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать.

13 Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.

14 И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается.

15 Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем.

16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.

17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, — все погибнут, говорит Господь.

18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.

19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.

21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.

22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.

23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.

24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.

В этом ободряющем воззвании мы уже прямо, практически без иносказаний слышим предвосхищение новозаветных событий более чем за семь веков до них: здесь и об апостольской проповеди язычникам (и положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам… и они возвестят народам славу Мою), и об обращении язычников к служению истинному Богу (из них буду брать также в священники и левиты), а также об особом новозаветном служении (будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение).

Заканчивает Исаия пророчество и всю свою книгу вообще грозным приговором всем нечестивым, отступившим от Бога: «червь их не умрет, и огонь их не угаснет».

Этот образ знаком любому иерусалимскому современнику пророка, когда-либо выходившему южными воротами: перед ним лежала долина Энномова, куда сваливались всякая падаль и нечистоты, и поэтому там постоянно поддерживался уничтожающий их огонь. С этим местом и сравнивается местонахождение и участь нечестивых, которые подобно отбросам будут преданы тлению (червю) и огню.

Последняя глава книги Бытия описывает нам события сразу после кончины одного из главных героев Пятикнижия, отца и родоначальника колен Израилевых — 147-летнего старца, ветхозаветного патриарха Иакова.

Бытие, глава 49

33 И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.

Глава 50

1 Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его.

2 И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля.

3 И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней.

4 Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так: 5 отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. [Слова Иосифа пересказали фараону.] 6 И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя.

7 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 8 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем.

9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик.

10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней.

11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.

12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им; 13 и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре.

14 И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.

15 И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали?

16 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: 17 так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.

18 Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.

19 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; 20 вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; 21итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их.

22 И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет.

23 И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа.

24 И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.

25 И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.

26 И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.

В этом тексте описано долгожданное образование того самого израильского народа, который составили потомки двенадцати сыновей Иакова.

Обращает внимание на себя то, что родные братья сначала испугались смерти отца, так как вполне резонно опасались мести со стороны Иосифа, которого уже некому было удержать от этого. Выход они нашли правильный: принесли покаяние перед братом. Они посчитали, что если Иосиф сделался рабом по их вине, то справедливо будет и обратное: «Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе».

Однако ответ Иосифа исполнен великой мудрости Божией. Он свидетельствует, что любое человеческое зло бессильно против Промысла Божия, который даже действие зла обращает ко благу: «Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей».

Напоследок, перед самой своей смертью, Иосиф завещает своим братьям при вынести из Египта его кости. Моисей при исходе Израиля из Египта взял их с собой, а Иисус Навин похоронил их в Сихеме.

Отрывок из последней главы книги Притч завершает цикл нравственных наставлений премудрого Соломона. В нём подчёркивается ценность и важность правильного устройства семейной жизни человека.

Притчи Соломона, глава 31

8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.

16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.

17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью.

19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее.

23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.

25 Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

28 Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: 29 «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».

30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела́ ее!

Здесь содержится фраза, которую всем христианам, желающим создать счастливую семью, стоит выучить наизусть: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы».

В этих словах — не только важный совет всем будущим мужьям, но и объяснение бед и скорбей, творящихся в современных семьях. Страх Божий, мудрость и трудолюбие делают счастливой не только саму женщину, но и её мужа с детьми, которые ублажают и хвалят её за это.

День 1. Мир, который мы потеряли

День 2. Слышать и слушать

День 3. Помнить о конце

День 4. Осознавать масштабы

День 5. Слава Божия

День 8. Приговор винограднику

День 9. Не отступать от Бога

День 10. Каинистическая цивилизация

День 11. Посмотри на муравья

День 12. Умереть, чтобы воскреснуть

День 15. Свет во тьме

День 16. Плоды междоусобных конфликтов

День 16. Пасущим ветер

День 18. Войти в ковчег

День 19. Люди дороже золота

День 22. Праведность ведёт к жизни

День 23. Смерти больше нет

День 25. Башня до небес

День 26. Прихожане воскресного дня

День 29. Страх Господень

День 30. Блюдо зелени и тучный бык

День 31. Не бойся!

День 32. Дорога для слепых

День 33. Вера, меняющая мир

День 36. Воля Божия и воля человеческая

День 37. Сварливые жёны и живая вода

День 38. Проданный брат

День 39. Время отправляться в путь

 

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100