Официальный сайт

Священник Олег Черниченко

Есть ли специализация у святых?

Иконы святыхПравильно ли молиться при конкретных нуждах определённым святым — например, при зубной боли священномученику Антипе, при головной — святому Иоанну Предтече? Может, не важно, к кому именно обращать молитвенное прошение? Как относиться к тиражированию сборников молитв со «специализациями» святых? Отвечает священник Олег Черниченко, настоятель храма вмч. Димитрия Солунского пос. Мироновский.

Недавно на просторах интернета мне повстречалась такая мысль: язычество отличается от истинного богопочитания прежде всего отношением человека к Богу. Абсолютно согласен с ней. Язычество — это чисто потребительское отношение к Богу. Наши предки свои религиозные отношения выстраивали, основываясь на своих нуждах: мне что-то нужно — я этого прошу у божества. В наши дни язычество не изжито из сознания людей. Многие наши современники относятся к святым так же, как их предки относились к своим божествам. Как правило, преследуют при этом конкретные жизненные цели. Их вопросы к священнику звучат недвусмысленно: какому святому мне помолиться, чтобы продать квартиру, какие свечки поставить, чтобы не болело то или это? Чтобы понять, почему такое отношение в корне неверно, нужно разобраться, кто такие святые.

Святые — это люди, которые всю свою жизнь стремились к Богу и делали всё возможное, чтобы их жизнь соединилась с жизнью Божественной, чтобы их воля была посвящена Божественной воле. Каждому Господь дал свой дар: одному — исцеления, другому — молитвенного ходатайства о других, третьему — учительства, и так далее. Святые действительно помогали нуждающимся при жизни и помогают по своей кончине. Однако, обращаясь к ним, необходимо помнить, что они — не боги низшего порядка, но наши помощники, старшие наставники. Они достигли духовной высоты и нам в этом помогают. Именно такое отношение к святым заповедовал всем нам апостол Павел: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13-17).

Обращаясь к святым, нам в первую очередь нужно брать у них пример подвига веры. Также надо понимать, что святые помогают не в силу своих земных способностей или прижизненной деятельности — кто чем занимался при жизни, тот в том и помогает, — но в силу любви, которую каждый из них смог воспитать в своём сердце на протяжении жизни. Любовь эта — деятельная, жертвенная, стремящаяся помочь, облегчить нужду человека. Самое твёрдое правило, которого мы все должны придерживаться: любовью нельзя злоупотреблять. Нельзя, чтобы просимый результат стал важнее личности того святого, к которому ты обращаешься.

Что касается тиражирования литературы с подборками молитв, то она, скорее всего, рассчитана на людей не верующих, а думающих, что они верующие — этаких типичных представителей идеи «Бог у меня в душе», и околоцерковную публику. Спекуляция на святыне была, есть и наверняка будет, потому что в обществе всегда есть спрос на дешёвую, даровую благодать. Понятие «даровая благодать» ввёл Дитрих Бонхёффер — лютеранский пастор, теолог, активный борец с фашизмом. Когда человек, не желая приложить даже малейших усилий, хочет достичь каких-то результатов в своей духовной жизни, он ищет даровой благодати.

В нашей жизни люди тоже ищут лёгких путей в решении проблем как житейских, так и духовных. Зачем читать Евангелие, судить себя через его призму, работать над собой, исповедоваться, причащаться — если можно взять дешёвую брошюрку и просто следовать ей как инструкции? В общении с такими людьми видно, что Христос им не интересен и не нужен, им надо решить каким-то образом их проблему, и молитва — всего лишь один из способов. Такой человек может часами молиться святому великомученику Пантелеимону, чтобы исцелиться, притом он даже не узнает, что этот святой не только лекарства людям давал, но и проповедовал о Христе. Другой пример: святым Киприану и Иустине молятся о защите от чародеев, порчи, сглаза и тому подобной ерунды. При этом люди не интересуются их жизнью и не знают, что мученица Иустина обратила Киприана, волхва и друга бесов, силой своей веры.

Разделение святых «по специализации» страшно тем, что может отвести человека от Христа. Человек думает, что идёт к Богу, находится на правильном пути, а на самом деле он создал себе иллюзорную реальность, в которой надеется найти быструю помощь. Такой человек не хочет думать и меняться, ему важно узнать правильный механизм достижения цели.

В вопросе о популярности и распространённости сборников молитв разным святым многое зависит от священников. Я стараюсь просматривать книги и молитвословы, которые появляются на полках в нашей церковной лавке. К счастью, сейчас ситуация с литературой в храмах меняется в лучшую сторону. Я хорошо помню, что продавалось раньше, когда я делал первые осознанные шаги в Церкви. Сейчас появилась возможность предлагать людям хорошую и качественно изданную литературу. Настоятелю важно уделять внимание тому, что именно продаётся у него в храме. Свечной прилавок — это первое, с чем люди сталкиваются, приходя в церковь. Плохо это или хорошо — отдельный вопрос, но это факт. По тому, что там предлагается, будут судить о том, что в храме происходит. Если первым, что люди там увидят, будет дешёвая литература, рассчитанная на непритязательного читателя, то вряд ли в дальнейшем они будут стремиться часто приходить в этот храм.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100