Официальный сайт

Протоиерей Олег Кручинин

Главный — не тот, кто стоит на раздаче: как пятью хлебами накормить тысячи человек

Пять хлебов и две рыбыНа современных автомобилях часто можно увидеть наклейку в виде рыбы. Наверное, водитель — заядлый рыбак? Нет, скорее всего, он — христианин. С древности рыба — символ Самого Иисуса Христа. Ведь по-гречески «рыба» — «ихтис» — аббревиатура начальных букв греческой фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (ΙΧΘΥΣ). О рыбе и хлебе, о Господе и Его учениках, а также о людях, ходивших вместе с ними, идёт речь в воскресном чтении восьмой недели по Пятидесятнице (Мф. 14:14-22).

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
Он сказал: принесите их Мне сюда.
И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

 

Пять тысяч мужчин, плюс женщины и дети

Перед нами — одно из чудес Иисуса Христа. Чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбёшками огромного количества уставших и голодных людей. Им предстояло пройти из Галилеи в Иерусалим примерно 170 километров. Согласно евангелисту Матфею, людей было «около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».

То есть пять тысяч мужчин плюс женщины и дети. Итого — как минимум 7-10 тысяч человек. Другие евангелисты называют примерно такие же цифры. Конечно, людей никто не пересчитывал, и цифра пять тысяч, скорее всего, синоним выражению «людей было очень-очень много».

У евангелиста Марка есть уточнение о том, что потребовалось бы 200 динариев, чтобы накупить хлеба на всех. Двести динариев — большая сумма. И этих денег у апостолов явно не было.

В Палестине пекли не современные буханки хлеба в виде кирпичика, а широкие и тонкие лепёшки, которые ломали руками. Отсюда и часто встречающееся выражение «преломить хлеб».

Евангелисты не описывают подробностей того, как именно произошло насыщение людей. То ли хлебные лепешки вначале увеличились в количестве или размерах и их раздавали; то ли уже в руках апостолов куски хлеба умножались. А может быть, получив маленький кусочек, люди его ели и чудесно насыщались малым.

Единственная деталь, которая дошла до нас: «ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» (Мф. 14:20). После того, как все наелись, еще осталось двенадцать коробов, наполненных хлебом. Значит, лепёшки все-таки увеличивались. Еды хватило на всех.

 

Хлеб — всему голова

Как и любая евангельская история, рассказ о чуде насыщения имеет как минимум два значения. Первое — буквальное, историческое, второе — символическое.

Мы читаем о том, как Господь «сжалился» над людьми и накормил тех, кто был голоден. Наверняка со временем эти люди разошлись по разным городам и сёлам, рассказывая о чуде. Поэтому при желании можно было бы даже записать имена очевидцев этих событий. Просто этого не сделал никто.

Но не всегда в Евангелии всё так прямолинейно. Да, эта история — о милосердии Божием и Его помощи людям, но не только об этом. Она полна ещё и символических моментов.

Насыщение пятью хлебами — это прообраз современной литургии. Ведь мы тоже берём пять хлебных просфор и совершаем службу. И как бы ни было много людей в храме, Причастия всегда хватает на всех.

«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35), — сказал о Самом Себе Господь. То есть Он себя сравнивает с хлебом.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь», — молимся мы ежедневно в молитве «Отче наш». Здесь тоже речь идёт о хлебе. Причём, о хлебе не только как о еде. Под «хлебом» мы подразумеваем всё, что необходимо для жизни человека.

О хлебе неоднократно упоминается в Ветхом Завете. Когда иудеи садились за стол, они могли благословить только хлеб, а не каждое блюдо в отдельности, и этого было достаточно.

Священное и трепетное отношение к хлебу сохранилось и в нашей культуре. «Хлеб — всему голова», — наверное, самая популярная пословица о хлебе.

 

Что означают цифры 5 и 12?

Есть и другие символы. Так, например, цифра пять может означать пять органов чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Поэтому насыщение пятью хлебами говорит о том, что Господь не только спасает человека от голода, но и воздействует на каждого из нас целиком. Приводит в порядок и душу, и тело.

Пять — ещё и число книг Торы, или Пятикнижия Моисея. Пяти хлебов на всех было мало. Потребовалось личное участие Иисуса Христа, чтобы всех накормить. Так и Ветхий Завет до пришествия в земной мир Спасителя уже не справлялся с духовно-нравственным воспитанием народа. Нужна была личная искупительная жертва Иисуса Христа для спасения всего человечества.

«Вы дайте им есть» (Мф. 14:16), — сказал Господь ученикам. Он дал хлеба ученикам, а ученики народу. Это тоже прообраз Причастия на литургии. Дух Божий сходит на хлеб и вино, они становятся Телом и Кровью Христовыми, а епископы или священники (последователи учеников Господних) преподают Святые Дары прихожанам в храме.

Двенадцать полных корзин напоминают нам о двенадцати апостолах, которые и после Вознесения Господня на небо остались на земле, чтобы проповедовать о Царстве Божием и духовно насыщать народ.

 

Модель Христианской Церкви

Таким образом, мы видим, насколько многогранно это воскресное евангельское чтение. Оно говорит нам и о милосердии Божием, и о Его способности помочь тогда, когда спасение уже кажется невозможным. Оно призывает нас стать участниками Божественной трапезы — литургии.

Сегодняшняя история также в очередной раз расставляет приоритеты в нашей жизни. Господь «воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам», а уже ученики раздали их народу. Главный в твоей жизни не тот, кто стоит на раздаче хлеба или других материальных благ, а Тот, Кто этот хлеб благословил и преумножил, Кто его создал.

Фактически, история о насыщении хлебами рисует нам модель Христианской Церкви. В её главе всегда должен быть Иисус Христос, Его учение, Его заповеди и идеалы. Будем им следовать и их принимать — будем наслаждаться пищей духовной и телесной, и не будем «жаждать никогда» (Ин. 6:35).

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100