Официальный сайт

Протоиерей Николай Фоменко

Христиане, прошедшие через войну — люди мужественные

Мир Донбассу«Что для христианина война и как к ней относиться?» Пару лет назад такой вопрос был актуален, пожалуй, только 9 мая. Сегодня всё чаще приходится говорить о жизни в условиях войны.

Возможно ли принять войну, смириться с ней? Почему страдают не все? Как меняются люди, прошедшие через неё? Об этом и многом другом мы поговорили со священником, знающем о войне не по книгам и ТВ — протоиереем Николаем Фоменко, благочинным Александро-Невского округа г. Славянска.

 

Время испытаний

— Отец Николай, давайте поговорим о духовном аспекте войны. Война как Божий промысл: как к ней относиться в этом ключе? Чем утешиться тем, к кому она пришла? Возможно ли её принять? Как она влияет на человека?

— Человеку, а тем более христианину, свойственно воспринимать Бога как начало доброе, любвеобильное. Но когда в жизни начинает действовать нечто противоположное, то сразу же душа христианина съёживается и настораживается. Я вспоминаю, когда у нас начались обстрелы, в душе при каждом взрыве сразу же появлялось возмущение, протест. Но можно и нужно было успокоиться.

Мы должны всегда сохранять в себе спокойствие, хотя это очень и очень тяжело в моменты, когда происходит беда. Война — это как раскалённая кипящая смола, которая брызгает на всех. Человек чувствует боль, кричит, возмущается.

Когда мы слышим взрывы, то не можем быть равнодушными, так как понимаем: каждый из них ищет себе жертву. И всё же задача каждого из нас — выполнить то, чего от нас хочет Бог. Он ждёт, чтобы мы в любых условиях были Христовыми — то есть такими, как Он. Вспомним Евангелие и невозмутимость Христа при Его аресте и во время допросов. Он спрашивал: за что вы Меня бьёте, если Я вам говорю только о добре? При всей несправедливости ситуации Он хранил спокойствие. Так вот, сегодня, как и во все времена, когда человечество переживало войну, у одного получается сохранить в душе мир и покой, у другого — нет, и он озлобляется.

 

Не обокрасть свою душу

Почему Церковь ставит для нас такую задачу? Все мы будем уходить в иной мир. Это неизбежно. В нынешние времена, когда нам приходится смотреть в глаза смерти, это может произойти с каждым из нас в любой момент, и гораздо раньше, чем мы можем себе представить. Если у человека в душе нет покоя, если там — ад, то с этим состоянием уходить в вечность страшно. Значит, в ад человек может и попасть.

Рай и ад будут не когда-то, они начинаются с жизни на земле, в душе каждого человека. Потому нам так важно сохранить мир в себе, благородство и великодушие.

Каждый человек должен определиться, на какой он стороне. Сегодняшнее время очень серьёзно, оно очень страшное, но это — время испытаний. Видимо, уже прорвал тот нарыв, который назревал в обществе давно. В людях обнаружилось столько зла, что сегодня многие взяли в руки оружие и готовы убивать таких же людей, как они сами. Если до военного времени люди изливали зло только словами, то сегодня они готовы уничтожать.

И Бог попустил это. Видимо, для того, чтобы люди не скрывали зло в себе, а показали, на что они способны. Это прискорбно, но мы видим, что это попущение Божье. Мы помним евангельские слова, которые сказал Господь о том, что иссякнет любовь из-за беззаконий многих — и сегодня это происходит. Любви стало намного меньше, зло возобладало — и люди начали убивать друг друга.

Убить человека можно не только оружием, но и словом. В словесных перепалках мы порой столь жестоки, что способны уничтожить своих близких, испепелить их душу. Но умирает не только тот, на кого изливается зло, но и тот, кто его изливает. В повседневной жизни, когда с нами происходят «приливы зла», человек в итоге чувствует невероятное опустошение, словно кто-то обокрал или растерзал душу. Но это сделал он сам, а не кто-то другой.

А когда вражда переходит все границы, и у людей это накопленное зло изливается наружу и переходит все нравственные рамки, они бывают чудовищно жестоки — и чудовищно опустошены. А с этим ведь нужно жить дальше! И жить не только на земле, но и в вечности. Так что верующему человеку нужно, прежде всего, подумать, как он хочет жить в вечности. Ведь сегодняшняя озлобленность может остаться навсегда!

Люди говорят о нынешних военных событиях: наверное, это надолго! Но для тебя это может быть навсегда, и нужно подумать, можно ли в себе пресечь зло. Что посеешь, то и пожнёшь, и если сегодня мы будем как можно чаще об этом задумываться, контролировать себя, свои слова, действия, мысли, то, наверное, всё происходящее быстрее закончится. Когда мы покаемся, пересмотрим свою жизнь, тогда Божие благословение над всеми нами будет исполнено в добре.

Недавно мы праздновали память святого Георгия Победоносца. Хотелось бы, чтобы по его молитвам Господь даровал победу над злом и нам, в каждой душе.

 

Переосмыслить свою жизнь

— Часто люди спрашивают: зачем, за что это происходит с нами? Война — это такое особое лекарство, когда всё зашло слишком далеко в плане греховности человечества? И почему тогда страдают не все?

— Я не в праве судить обо всём происходящем, но, на мой взгляд, суть крестоношения заключается в том, что испытания приходят к тому, кто способен их понести. Крест даётся по силам. Это не наказание злом. Бог есть любовь! Но Он может попустить злу приступить к нам — грехов ради наших. Чтобы мы могли переосмыслить свою жизнь.

А нести крест нужно безропотно. Если мы будем роптать — значит, ропщем на Бога, ведь это Он попустил нам испытание. Мы живёт под Божьим взглядом, и Он всё видит, всё слышит — даже шуршание лапок букашек в траве. Тем более Он видит всё, что происходит с нами, что происходит в наших душах. Так будем просить Его дать нам силы донести до конца свой крест безропотно. Я верю и надеюсь, что Господь нас никогда не оставит. Ещё никто из надеющихся на Бога не был посрамлен.

В эти дни нам, как никогда, нужно обращаться к Богу, и, конечно, пересмотреть свою жизнь, раскаявшись в грехах. Когда каждый из нас это сделает — тогда и мир станет прекраснее.

 

Не расслабляться

— Отец Николай, по вашим наблюдениям: меняется ли человек после войны? То, что он меняется во время неё — это факт: люди больше молятся, чаще прибегают к Богу. А после, когда всё позади? Расслабляются? Или — наоборот, усердно хранят обретённую основу?

— Я бы не сказал, что расслабляются… Не всегда есть возможность это сделать. Я заметил вот что. У нас сегодня много беженцев, переселенцев из районов центрального Донбасса: Донецка, Горловки, Шахтёрска, Углегорска. У этих людей духовные перемены наступили ещё дома, и с тем же усердием они молятся и сейчас, живя у нас. Пережив такие ужасы, они, видимо, уже навсегда будут другими. Как и жители нашего города.

Очень хочется надеяться, что они не возвратятся ко греху. Человек, прошедший через военное горнило, уже не будет расслабляться. Возможно, есть те, кто отнесётся к такому опыту легко, но это поверхностные люди, а в церковь ходят люди серьёзные. Я как священник больше контактировал именно с верующими, и скажу: христиане, прошедшие через войну, — люди мужественные.

— Доводилось ли вам в ком-то из прихожан видеть духовную перемену после войны?

— Таких очень много! Один пример приведу. Я встретился на улице с мужчиной. Поговорили на ходу. Он говорит: — Батюшка, у меня есть книжечка — забыл, как называется… Ну, по которой молятся. — Молитвослов? — Да. Так вот: я с ней сплю! Раньше в церковь не ходил, а теперь ложусь и просыпаюсь с этой книжечкой, молюсь всё время…

Люди стали молиться. А, обратившись к Богу, стали добрее друг к другу. Очень многие! Я это вижу. Стали сердобольнее, открытее. Руку помощи подают чаще. И всё чаще люди рассказывают о примерах настоящего благородства — раньше этого не было.

 

Христианин не разрушает, а созидает

— Отец Николай, я знаю, что вы в своей жизни видели не только нынешнюю войну, поэтому спрошу не как у священника, а как у много видевшего человека. На ваш взгляд, война в большей степени очищает людей или ломает?

— Кого как. В основном люди очищаются от греха и пересматривают свою жизнь. Есть и те, у кого жизнь сломана, уходит воля к жизни, кардинально меняется судьба. Ведь, когда люди хоронят близких, появляется чувство мести. Но не у всех.

Мама моя, пережившая Великую Отечественную, много рассказывала о ней. Но в её рассказах никогда не было такого, чтобы она или даже её односельчане испытывали лютую ненависть по отношению к пришедшим врагам. Они понимали, что это война, что многие из пришедших имели семьи, не хотели воевать. Она была ещё девчонкой, но запомнила всё, и вот это отсутствие ненависти меня всегда поражало. Она говорила, что война — это очень страшно. Но всегда нужно оставаться людьми.

Очень прискорбно то, что сейчас брат убивает брата. Мне, как священнику, христианину смотреть на это очень больно. Порой бойцы приходят ко мне взять благословение. Я всегда говорю: «Благословляю, чтобы на ваших руках никогда не было крови. Чтобы вы никого не убили». Неизменно спрашиваю: раз вы берёте благословение — значит, вы верующие люди. Как верующий человек может поднять оружие на брата? Это ужасно! Что может побудить убить своего?

Одним словом, война — это хороший лакмус для того, чтобы понять, кто есть кто. Кто на стороне разрушения, а кто — на стороне созидания. Если ты христианин — то будешь созидать.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100